Обновлено: 22.11.2024, 22:14 (АСТ)

Президент Международного аэропорта Алматы Алп Ер Тунга ЕРСОЙ:
АЭРОПОРТ АЛМАТЫ ДОЛЖЕН СТАТЬ ГРУЗОВЫМ УЗЛОМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ


Турецкий TAV Airports Holding, купивший международный аэропорт Алматы, планирует построить современное здание международного терминала, его ввод в эксплуатацию запланирован на 2024 год. Новый терминал сможет обслуживать не менее 14 миллионов пассажиров в год вместе с уже существующим, тем самым удвоив свою пропускную способность.
TAV Airports Holding входит в состав оператора Groupe ADP, под управлением которого находятся 26 аэропортов по всему миру. В планах холдинга сделать аэропорт Алматы грузовым узлом Центральной Азии, продвинуть Казахстан и Алматинскую область на международных площадках, завести новые авиакомпании на рынок страны и многое другое.
Подробнее о намерениях компании в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал президент Международного аэропорта Алматы Алп Ер Тунга ЕРСОЙ.

 

- Почему TAV выбрала аэропорт Алматы, а не Нур-Султана? Как в целом Вы оцениваете рынок авиаперевозок в Казахстане, уровень сервиса, отелей и туризм?

- Как Вы знаете, TAV одна из ведущих компаний в мире в области управления аэропортами, мы заинтересованы в расширении сети аэропортов с нашим именем по всему миру. У аэропорта Алматы есть хороший потенциал для роста - это один из основных транзитных узлов между Европой и Азией, он расположен на современном "Шелковом пути", пролегающем из Китая в Европу и Африку. В свою очередь, Алматы - это крупнейший финансовый центр страны, формирующий 20% ВВП Казахстана. Здесь хороший инвестиционный климат для развития бизнеса. Важно отметить, что вместе с нашим французским партнером ADP мы купили акции аэропорта Алматы у частного владельца, а аэропорт Нур-Султана принадлежит государству.

Кроме того, Казахстан богат разнообразными туристическими достопримечательностями, имеет хороший уровень сервиса. Мы будем работать над продвижением Казахстана, как страны, а также Алматинской области, в частности, по нашей сети и на международных площадках, чтобы создать новые направления авиаперевозок и увеличить количество туристов.

 

- Какой вклад в финансовые результаты холдинга ожидает TAV от Казахстана?

- Мы приступили к работе в мае 2021 года и за пять месяцев доля аэропорта Алматы в выручке TAV за III квартал 2021 года составила 26%. Это значительный вклад, учитывая продолжающиеся негативные последствия пандемии. Мы уверены, что наша деятельность в Алматы положительно скажется на финансовых показателях TAV в ближайшие годы.

 

- Сообщалось, что первоначально TAV планировала купить аэропорт за $415 млн, но позже из-за пандемии, цена изменилась и составила $365 млн, была предоставлена отсрочка. Когда планируется оплатить остаток в размере $50 млн?

- Пандемия коронавируса началась посреди наших переговоров с продавцом (единственным акционером аэропорта была компания Venus Airport Investments B.V., зарегистрированная в Амстердаме - ИФ-К). В результате мы договорились заплатить оставшиеся $50 млн, когда трафик аэропорта достигнет определенного процента от показателей 2019 года.

 

- Какие значимые изменения произойдут в аэропорту Алматы? Сколько компания инвестирует в развитие аэропорта?

- Мы собираемся построить новое современное здание международного терминала по новейшим технологиям за 2 года (до 2024 года – ИФ-К). Мы также работаем над модернизацией внутреннего пространства нынешнего здания аэровокзала, чтобы улучшить и облегчить пассажиропоток. Когда мы откроем новый международный терминал, нынешнее здание будет использоваться только для внутренних рейсов, и проблем с пропускной способностью больше не будет.

Кроме того, мы поставили перед собой еще одну большую цель - сделать аэропорт Алматы грузовым узлом Центральной Азии.

Мы будем участвовать в опросе Международного совета аэропортов (ACI) глобальной программы ASQ (Airport Service Quality) для того, чтобы измерить уровень удовлетворенности пассажиров и понять, какие услуги следует улучшить или расширить. Наши пассажиры смогут оценить аэропорт по следующим категориям: регистрация, посадка, безопасность, паспортный контроль, таможня, поведении персонала аэропорта, duty free, работу кафе и многое другое.

Также в нашем PR-отделе уже создана единая служба по работе с обращениями и жалобами клиентов. Мы оперативно реагируем на все запросы в соцсетях, обращения через электронную почту, телефонные звонки, устные и письменные обращения.

В развитие аэропорта мы инвестируем около $200 млн. Для реализации поставленных целей мы получили займы от IFC (International Finance Corporation, член группы Всемирного банка) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в размере $450 млн.

 

- Есть ли в планах привлечь в аэропорт какую-либо мировую отельную сеть? Какие новые компании по поставке топлива и кейтерингу планируете завести в аэропорт?

- Мы рассматриваем присутствие отеля, но после открытия нового международного терминала. Пока мы не можем сказать название отеля. Что касается компаний по поставке топлива и кейтеринга, у TAV Airports есть собственные сервисные компании в сфере duty free, продуктов питания и напитков, безопасности, наземного обслуживания и залов ожидания. В настоящее время аэропорт Алматы обеспечивает сам услуги по поставке топлива и кейтерингу.

 

- Озвучьте, пожалуйста, прогнозы пассажиропотока в 2022 году и на ближайшие 5 лет?

- Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) ожидает, что общее количество пассажиров во всем мире в 2022 году достигнет примерно 75% от уровня 2019 года. Мы, в свою очередь, ожидаем более высоких показателей в аэропорту Алматы в связи с возросшим пассажиропотоком на внутренних рейсах.

В следующем году мы ожидаем увеличение количества пассажиров по международным направлениям, так как в Казахстане действуют простые, менее строгие, ограничения связанные с COVID-19. Важно еще и то, что TAV умеет управлять аэропортом во время пандемии. Мы получили сертификат Международного совета аэропортов (ACI) в области здравоохранения. Это означает, что мы соблюдаем международные стандарты по охране здоровья пассажиров и гостей аэропорта.

 

- Каких новых авиаперевозчиков Вы планируете привлечь в Казахстан?

- С 19 ноября международные авиалинии Qatar Airways начнут полеты из Алматы в Доху, а с декабря кувейтская авиакомпании Jazeera Airways начнет полеты в Алматы из Кувейта. Также на рынок вышел венгерский лоукостер Wizz air.

Конечно, мы бы хотели завести на рынок новые авиакомпании и новые авианаправления, но негативное влияние COVID-19 все еще сказывается на авиакомпаниях, они более консервативны в отношении выхода на новые рынки.

TAV постоянно общается с авиакомпаниями и туроператорами, посещает международные авиационные и туристические мероприятия, чтобы привлечь новые авиакомпании в аэропорты.

 

- В Грузии во время Вашего управления аэропортом турпоток в страну увеличился. Какие планы в Казахстане на увеличение турпотока?

- Успех в Грузии или в любой другой стране с точки зрения развития туризма - это результат работы всей команды, а именно министерств, авиакомпаний, отельеров, туроператоров, аэропортов и других заинтересованных компаний. Я хочу сказать, что мы готовы стать частью этой команды.

 

- Есть ли у вас трудности с местными властями или компаниями-монополистами при осуществлении планов компании?

- Мы не видим никаких трудностей со стороны государственных органов и авиаперевозчиков. Хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы выразить нашу благодарность министерству индустрии и инфраструктурного развития, министерству иностранных дел Казахстана, министерству внутренних дел, таможне, пограничной полиции, авиакомпаниям и клиентам за их сотрудничество и гостеприимство.

 

- Спасибо за интервью!


Ноябрь, 2021
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close