Обновлено: 23.11.2024, 15:43 (АСТ)

Исполняющая обязанности председателя правления НАО "Государственный центр поддержки национального кино" Гульнара САРСЕНОВА:
МЫ МОГЛИ БЫ УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО НАШИХ КИНОТЕАТРОВ ВДВОЕ, ЭТО СЛОЖНО, НО РЕАЛЬНО


Для реализации принятого в январе текущего года закона "О кинематографии" при министерстве культуры и спорта был создан государственный центр поддержки национального кино. Какая работа проделана центром за шесть месяцев и о том, какие меры необходимо принять для повышения уровня отечественной киноиндустрии, в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказала и. о. председателя правления НАО "Государственный центр поддержки национального кино" Гульнара САРСЕНОВА.

 

- Гульнара Болатовна, в чем состоит стратегическая политика деятельности центра поддержки национального кино?

- Приоритетное направление работы центра – это финансирование и мониторинг кинопроектов, соответствующих национальным интересам. Наши основные задачи - поддержка отечественной кинематографии, повышение ее конкурентоспособности, привлечение инвестиций в сферу кино, кинопрокат национальных фильмов и многое другое.

Для нас также важно создание национальной киноиндустрии, способной зарабатывать деньги. В то же время, в погоне за прибылью, мы не должны забывать о высоком искусстве, о формировании хорошего вкуса и сохранении гуманитарных ценностей.

Подчеркну также, что успешное развитие киноотрасли включает не только финансирование, но и контроль за производством, помощь в продвижении кинопроектов, формирование в Казахстане современного кинорынка, презентации наших фильмов за рубежом, и конечно обучение. "Кадры решают все!" – этот лозунг не стареет.

В нашей работе мы должны вернуться к тарификационной системе. Современное кино - это высокие технологии, и наши специалисты должны быть настоящими профессионалами. Случайный человек по определению не может снимать кино. Он должен получить профессиональное образование, и только тогда мы будем с ним работать.

И, конечно, мы должны создать единую автоматизированную систему контроля за кинопрокатом (единый кинобилет), которая поможет правильно сформировать всю кинополитику государства и нашего госцентра.

 

- Запуск системы единого билета имеет свои сроки?

- Министерство культуры и спорта поставило нам конкретные задачи и сроки, и мы должны уже на следующий год внедрить эту систему в кинотеатрах страны. Отечественные IT- компании сегодня делают первые разработки. Возможно, мы обратимся к опыту России, где эта система уже хорошо работает. Особенно нас интересует аналитическая часть Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС). Благодаря системе единого кинобилета государству, кинопрокатчикам, дистрибьюторам и производителям фильмов станет доступна полная и достоверная картина о состоянии национального зрительского кинематографа в режиме онлайн-мониторинга, при которой можно получить отчеты об эффективности собственной деятельности в области кинопроката и кинопоказа. Это новый, перспективный стандарт открытого цивилизованного рынка кинопроката!

 

- В Казахстане работают 320 кинотеатров. В России поставлена задача к концу 2024 года достичь показатель в 4 200 кинотеатров. Сколько кинотеатров должно быть в Казахстане в ближайшей преспективе?

- Сегодня очень страдают малые города и районные центры, в которых нет кинотеатров. В каждом районном центре должно быть по кинотеатру или, хотя бы, по кинозалу. Думаю, мы могли бы увеличить количество наших кинотеатров в два раза. Это сложно, но реально. В Советском Союзе было около 5 тысяч кинотеатров, плюс 150 тысяч передвижных киноустановок, которые всегда ждали зрители. На пространстве СНГ мы должны выйти на эту цифру. У нас одна ментальность и нам нужно единое кинопространство.

 

- Уже давно говорят о проблеме кинопроката. В кинотеатрах показывают фильмы, которые идут приложением к высококачественному кино, и в прокатной сетке нет места для других картин, в том числе и казахстанских.

- Это уловки кинотеатров. Кинопрокат - это бизнес, который заинтересован в поступлении высоких доходов. А такие доходы могут быть только при полных кинозалах. Но при отсутствии должной кинокультуры прокат заполнен фильмами фэнтези, блокбастерами и так называемыми "фастфудными фильмами". Это проблема всего мира - как воспитать умного зрителя, как научить его смотреть хорошее, правильное кино. Так же как читать хорошие книги или стильно одеваться, или правильно выбирать «здоровые» продукты питания.

 

- Центр поддержки национального кино планирует регулировать качество показываемых фильмов?

- Конечно. При центре создан экспертный совет, который состоит из ведущих кинодеятелей нашей страны. Именно эти профессионалы отбирают заявки, оценивают художественный уровень сценариев. Это своеобразный худсовет, который сейчас, к сожалению, пропал. Но цензура должна быть. Это признали первыми США и Китай, а не мы. Сегодня идут большие дебаты по поводу цензуры в российском кино. Нам она тоже необходима. Мы должны поставить свои рамки правильного отношения к другим странам, к окружающей жизни, даже к нравственной этике.

Многие казахстанские продюсеры говорят, что необходимо и прокатное удостоверение выдавать за деньги, особенно иностранным кинокомпаниям, которые увозят из страны огромную прибыль от проката. Этим особенно отличается американская киноиндустрия. Наша мечта - выдавать прокатное удостоверение через госцентр, который, зная местный кинорынок и национальную киноиндустрию, зная какие фильмы будут запускаться, сможет регулировать поступление извне. Это сейчас внедряют многие страны. Очень жестко в этом направлении работает Китай. Или, скажем, попробуйте попасть на кинорынок США, где хорошо работает государственный департамент и контролирует всю цифровую продукцию. Если мы хотим сохранить независимость и самобытность нашей страны, мы должны тоже это сделать.

 

- В работе центра поддержки национального кино вы будете учитывать непростой опыт фонда кино России, в том числе и отрицательный? Вспомним проблемы фильма "Матильда", снятого на государственные деньги и получивший непростой общественный резонанс.

- Риск присутствует обязательно. У нас, к сожалению, вся история, особенно новейшая, крайне субъективна. В учебниках одних стран написано одно, в других - другое. Для меня большим потрясением было, когда мы снимали в Турции сериал "Астана - любовь моя!" и услышали, как 9 мая турки стали говорить о благодарности Америке, которая спасла мир от фашизма. Но мы прекрасно знаем реальную историю. Или страшная тема голодомора. Не говорить о ней тоже нельзя, но говорить нужно правильно, объясняя, что виноваты не люди, а политический строй. Поэтому важно, чтобы был орган, который за этим следил и бил тревогу, если в кинопроизведении есть какой-то националистический уклон. Нужно возрождать здоровый патриотизм и неравнодушие к судьбе своей страны, формировать эффективные точки взаимодействия государства и гражданского общества.

 

- Что было сложного для Вас при отборе фильмов этого года?

(напомним, что в августе 2019 года на заседании межведомственной комиссии по вопросам государственной финансовой поддержки национальных фильмов были подведены итоги первого конкурсного отбора кинопроектов)

- Честно говоря, было трудно. Межведомственная комиссия - это независимая структура, которая защищает государственные интересы. В нее входят представители министерств, депутаты, профсоюзные деятели. Когда я докладывала о тех 60-ти проектах, которые там были представлены, каждый из членов комиссии оценивал их с государственной точки зрения. Лично мне было полезно и интересно послушать, что они говорят. Хотя с некоторыми я и спорила до хрипоты.

 

- Были проекты, не получившие финансирования, но которые Вам понравились?

- Были. К сожалению, комиссия в целом отрицательно отнеслась к совместному производству. Не было понимания того, что ко-продукция - это выход на другие кинорынки и на другой уровень в профессии. Но я как продюсер считаю, что это необходимо. Я благодарна ко-продукции, в результате которой были созданы «Монгол», «Тюльпан» и «Айка». Как бизнесмен я заранее знала, что с их большим производственным бюджетом мы не вернем потраченных на фильм денег. Но зато весь мир узнал о Казахстане.

Сегодня Казахстан открыт для съёмок иностранных фильмов. Законом "О кино" введено понятие "рибейт", то есть возмещение зарубежным компаниям части потраченных на территории Казахстана средств (цифра варьируется до 30 %). Это важно, потому что весь мир уже давно работает по этой системе. И мы тоже к этому пришли. Причем для Казахстана это не только инвестиции, это новый уровень развития туризма. Ведь наша природа уникальна. Где вы увидите такие живописные горы или озера, с огромными мачтовыми соснами, поражающими воображение, поющие барханы, Чарынский каньон, который еще красивее, чем американский Большой каньон.

 

- Гульнара Болатовна, выясняется, что после долгого обсуждения, корректировок и наконец, принятия закона "О кинематографии" руководство Национальной академии кинематографических искусств и наук выступило с критикой данного закона и заодно государственного центра поддержки национального кино. Этот материал разместил недавно один из известных интернет-порталов.

- Да, это так. Но лично у меня сам факт этой публикации вызывает, по меньшей мере, недоумение, ведь закон "О кино" был подписан президентом 3 января и только сейчас, через 9 месяцев, руководство данной академии вдруг решило на него отреагировать. Я подчеркиваю именно руководство, потому что члены самой академии, среди них уважаемые Владимир Тюлькин, Ахан Сатаев, Серик Абишев, Адильхан Ержанов, Дарежан Омирбаев, Эрнар Курмашев уже получат государственное финансирование в рамках деятельности нашего центра. Некоторые из них присутствовали на пресс-конференции, прошедшей в День кино 12 сентября, и я не услышала от них никаких вопросов, касающихся данной тематики. Может быть, руководству академии нужно было для начала послушать своих коллег академиков?

И еще, мы видим, к сожалению, фактор юридической неграмотности. Руководство академии не устраивает нерасшифрованное понятие "уполномоченный орган". Но в юриспруденции понятия, прописываемые в законах, зачастую всего лишь понятия. И это нормальная юридическая практика – не обозначать в понятиях конкретное ведомство, ответственное за его соблюдение. В нашем случае в постановлении правительства от 26 апреля 2019 года указывается, что речь идет именно о министерстве культуры и спорта Республики Казахстан.

Руководство академии беспокоит также не прописанные в законе механизмы защиты интересов кинематографистов. Но ведь принимая закон "О кино", депутаты приняли и сопровождающий закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кинематографии". В нем разъясняется порядок отношений между физлицами, юрлицами, органами госвласти и местными исполнительными органами. И в дальнейшем еще будут приняты и другие подзаконнные акты и постановления правительства.

Также руководство академии не устраивает, что теперь будущее казахстанского кино будут решать чиновники-дилетанты, далекие "от реальных нужд и проблем кинематографии". Это сказано, видимо, о членах экспертного совета и межведомственной комиссии. Я думаю, они сами это прокомментируют, если посчитают необходимым. Но о себе, я все-таки, скажу. Меня, мягко говоря, трудно назвать "далекой от кинематографии", после номинации на "Оскар", двух выдвижений моих фильмов в шорт-лист на эту же премию, успеха в Каннах, Монреале, Лондоне, Пусане и других победах на кинофестивалях класса "А", после получения почетного звания «Человек года в Азиатском кино».

Ну и далее мы слышим банальную демагогию, когда нам говорят, что "любые меры будут напрасны, если еще раз не вернуться к комплексной концепции развития киноотрасли, с которой все, собственно, начиналось и которая диктует, каким быть закону. Это тема большого отдельного разговора". С этим, конечно, трудно не согласиться, как и с тем, что единственным серьезным достижением национальной академии кинематографических искусств и наук, по сути, является проведенный два раза кинофестиваль "Евразия" и премия "Тулпар". Правда, проводились эти проекты на деньги "нерасшифрованного в законе министерства" и были всячески поддержаны "чиновниками-дилетантами". Это, как мне кажется, тоже тема большого отдельного разговора.

И пара слов о компетенции самой академии. В России учредителями национальной академии кинематографических искусств и наук (практически полная тезка нашей) являются не только ведущие кинематографисты, но и ряд государственных и общественных организаций, роль которых в развитии российской культуры трудно переоценить. Среди них министерство культуры, союз кинематографистов, академия наук и федеральные телеканалы. И это тоже тема для отдельного разговора.

В общем, неприятно отвечать на неконструктивную и непонятную критику своих коллег, которые могли бы помогать нам на новом этапе развития нашей родной, казахстанской киноиндустрии или, хотя бы не мешать и не вносить разобщенность и путаницу в понимании и решении реальных проблем такого сложного, но прекрасного мира кино. Давайте будем просто работать!

 

- Спасибо за интервью!


Сентябрь, 2019
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close