Обновлено: 23.11.2024, 20:01 (АСТ)

Председатель совета директоров группы "Бипэк Авто – Азия Авто" Анатолий БАЛУШКИН:
СЕГОДНЯ МЫ КРУПНЕЙШИЙ ПАРТНЕР АВТОВАЗА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ


По итогам июля группа "Бипэк Авто – Азия Авто" стала крупнейшим торговым партнером АвтоВАЗа на рынке России. О прорывах на российском и китайском направлениях, а также роли евразийской интеграции в автопроме агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал председатель совета директоров группы "Бипэк Авто – Азия Авто" Анатолий БАЛУШКИН.

 

- Евразийский экономический союз действует почти три года. Как вы оцениваете результаты второго этапа союзной интеграции для автомобильной отрасли Казахстана?

- Идея президента Казахстана о создании единого экономического пространства открыла новые перспективы для нашей компании. На этапе единого таможенного пространства мы начали строительство совместного казахстанско-российского производства. С учреждением ЕАЭС – приступили к работе на рынке России.

Время показало, что реализовать открывшиеся возможности способны лишь самые сильные. Мы слышали немало анонсов экспансии отечественных компаний на рынки союзных государств. Большинство из них не воплощено.

"Бипэк Авто – Азия Авто" первым в автомобильной отрасли сумел приступить к реализации замыслов главы государства. В Усть-Каменогорске идет строительство новых мощностей полного цикла. И это крупнейший промышленный проект, совместно реализуемый Казахстаном и Россией.

 

- Как идут работы на новой площадке?

- В летний сезон было завершено строительство фундамента цехов сборки, сварки и центрального склада. Монтаж инженерных коммуникаций ведется в рамках программы "Дорожная карта бизнеса 2020", и значительная часть объектов будет сдана этой осенью: сети электро-, водо- и теплоснабжения. В сентябре подрядчики приступят к строительству железнодорожных путей.

В создание нового производства мы уже инвестировали более $62 млн собственных средств. Первая очередь обеспечит выпуск 60 тыс. машин в год. Ввод второй очереди удвоит эти объемы. Половина продукции нацелена на экспорт. Это условие наших соглашений с технологическим партнером – АвтоВАЗом – и его акционером, альянсом Renault-Nissan.

Договоренности в отношении рынков сбыта достигнуты задолго до закладки первого камня. Запустить производство - это только полдела. Наличие амбиций и сборочного конвейера само по себе успеха не гарантирует. И неудачные примеры такого рода всем нам известны.

Принципиально важно иметь платформы и модели, которые будут интересны потребителю. Второе условие – доступ на внешние рынки.

Благодаря нашему партнеру, мы располагаем и тем, и другим.

Renault-Nissan-АвтоВАЗ – игрок N1 по объемам продаж в Казахстане, России и мире. На глобальном рынке по итогам полугодия он обошел и Volkswagen, и Toyota. За первые шесть месяцев Renault-Nissan реализовал 5,3 млн машин. За счет поглощения Mitsubishi Motors альянс занял первую строчку в мировом рейтинге автопроизводителей. Линейка нашего партнера - это бестселлеры, массово востребованные рынком.

 

- Что сотрудничество с Renault-Nissan принесет казахстанской промышленности?

- Ответ на этот вопрос дал Институт экономических исследований при министерстве национальной экономики, проводивший экспертизу нашего проекта. По их оценкам, строящиеся в Усть-Каменогорске мощности обеспечат экспорт автомобилей на сумму 170 млрд тенге – в сегменте несырьевого экспорта верхнего передела наше производство займет лидирующую позицию.

 

- География сбыта?

- Экспортным вектором N1 для будущего предприятия станет рынок России. Даже на выходе из трехлетнего спада сегодня он в 39 раз превосходит масштабы казахстанского рынка. Поэтому к работе в Российской Федерации мы подходим со всей серьезностью.

Старт созданию сети автоцентров на соседнем рынке дал казахстанско-российский форум, состоявшийся в сентябре 2014 года в Атырау. В присутствии президентов двух стран было подписано соглашение между АвтоВАЗом и нашей группой. Этот документ позволил нам приступить к работе на рынке России.

 

- В каких регионах работает "Бипэк Авто – Азия Авто" сегодня?

- Первыми городами на карте российской сети стали Барнаул, Омск, Новосибирск и Новокузнецк. Позже были приобретены автоцентры в Челябинске и Шадринске. Затем этот список дополнили Тюмень, Тобольск, Ишим и Кемерово. В течение двух лет мы развернули собственную сеть, насчитывающую уже 15 автоцентров в 11 городах.

 

- Каковы первые результаты работы на российском рынке?

- В среднем нам принадлежит сегодня 32% рынка Lada в регионах присутствия. В ряде городов Сибири эта цифра вдвое выше. Скажем, в Новосибирске и Омске на наши автоцентры приходится более 70% сбыта марки, в Тюменской области и Барнауле – 58%.

Последняя по времени сделка состоялась в июле этого года. Речь о приобретении бизнеса "Р-Моторс Лада", наиболее успешного дилера АвтоВАЗа в Санкт-Петербурге, владеющего тремя автоцентрами. С приобретением этого актива наша совокупная доля в федеральных продажах Lada выросла до 4%, что обеспечило выход на первую позицию среди компаний-дилеров АвтоВАЗа в России. Из более чем трех сотен российских дилеров Lada только "Бипэк Авто – Азия Авто" достиг этой высокой планки. Сегодня мы крупнейший партнер российского автогиганта не только за рубежом, но и на домашнем поле.

 

- Каков объем инвестиций в российскую сеть?

- На данном этапе в создание инфраструктуры на рынке России холдингом инвестировано $81 млн. Несмотря на более чем двухлетний спад казахстанского рынка и другие последствия девальвации, "Бипэк Авто – Азия Авто" удалось сохранить финансовую эффективность. Текущие доходы позволяют нам направлять средства на построение экспортной инфраструктуры.

 

- Каковы дальнейшие планы по расширению сети?

- Рынок только оттолкнулся от дна. Это привлекательный период для приобретения активов. Поэтому мы с интересом рассматриваем поступающие предложения. Сегодня можно говорить о двух подготовленных сделках – приобретение автоцентра в городе Кургане и четвертого объекта в Санкт-Петербурге.

Не менее активно мы работаем над совершенствованием филиальной сети на рынке Казахстана. Сегодня она насчитывает 19 городов республики. В ближайшей перспективе откроются новые автоцентры в двух точках, первой из которых станет Астана. Рассчитываем, что столичный шоурум примет первых покупателей уже этой осенью.

 

- В 2017 году вы первыми из казахстанских автозаводов вышли на рынок Китая. Планируется ли расширять присутствие на рынке КНР?

- Пилотные поставки стартовали в январе. Две первые партии были отправлены автовозами. Затем мы перешли к железнодорожным поставкам. В парке "Бипэк Авто – Азия Авто" 320 собственных ж/д вагонов и 87 автовозов. Имеющийся парк, с одной стороны, дает возможность оперативного логистического маневра. С другой, это инструмент сокращения издержек, что важно с учетом таможенных тарифов на импорт, которые действуют в Китае. В случае компактных внедорожников, которые мы сегодня экспортируем, пошлина составляет 66% от стоимости. Но даже с такой надбавкой в цене Lada 4x4 Urban нашей сборки пользуются у китайского потребителя повышенным спросом. Выносливость "Нивы" там помнят еще с советских времен.

Мы уже получили предоплату на 1,5 тыс. машин. Большая часть – пересекла казахстанско-китайскую границу, и автомобили переданы покупателям.

Но потенциал рынка исчисляется, конечно же, иными цифрами. Несмотря на заградительные барьеры, Китай ежегодно импортирует более миллиона легковых авто. В прошлом году 607 тыс. пришлось как раз на внедорожники. Однако наращивание поставок потребует преодоления длинного перечня административных барьеров. Поэтому в конце июля под эгидой АО "Kazakh Invest" и посольства Казахстана в КНР делегация "Азия Авто" провела в Пекине ряд встреч. В том числе с представителями органов сертификации и Экспортно-импортного банка Китая. Мы рассчитываем, что эти переговоры принесут свои результаты.

 

- Спасибо за интервью!


Август, 2017
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close