На прошлой неделе в Астане состоялся юбилейный Х Астанинский экономический форум, который собрал более 4 тыс. спикеров со 100 стран мира. Одной из главных тем форума стали инновации в сфере финансирования. О глобальных трендах в электронной коммерции и об особенностях казахстанского рынка электронных платежей агентству "Интерфакс-Казахстан" на полях форума рассказали вице-президент компании Visa по развитию новых продуктов и инноваций в регионе CEMEA (страны Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки) Пол МАККРИ и генеральный менеджер Visa в странах Центральной Азии Галым ТАБЫЛДИЕВ.
- Г-н Маккри, каковы глобальные тренды в сфере интернет-коммерции, на которые следует обратить внимание?
- Если говорить о четырех главных явлениях, которые стимулируют перемены в сфере электронной коммерции, это, во-первых, мобильность. Сам факт того, что все больше людей владеют все большим количеством мобильных устройств, способствует проникновению электронной коммерции в сферы, где ее раньше не было. Второе – возможность подключения к интернету. Интернет вещей меняет то, где будет происходить онлайн-коммерция, и как она будет происходить. Таким образом, устройства, которые раньше не были подключены к интернету, становятся устройствами для проведения транзакций. Третье – данные. Доступность данных, возможность их хранения и анализа – это ключевой драйвер перемен. И последнее – открытые платформы. Все больше растет использование компаниями открытого интерфейса программирования приложений (Open Application Programming Interface, Open API – ИФ-К), что позволяет другим компаниям видеть, чем занимаемся мы, и мы, со своей стороны, имеем доступ к возможностям других.
- Каковы потребности Казахстана в этой сфере?
- Я не эксперт по рынку Казахстана. Однако после ознакомления с некоторыми сессиями АЭФ и после общения с коллегами у меня сложилось впечатление, что многие вызовы и возможности в Казахстане похожи на вызовы и возможности в других странах. В то же время у вас, на мой взгляд, есть прекрасные преимущества. Во-первых, в вашей стране очень молодое население. Это значит население, которое свободно пользуется мобильными устройствами и спокойно относится к электронной коммерции. Второе – правительство готово подавать пример. Если посмотреть на примеры Дубая или Сингапура, становится ясно, как важно, чтобы правительство давало сигнал рынку о готовности перейти на цифровые методы оплаты. Кроме того, я думаю, у вас очень сильный и задействованный академический сектор. Очень важно, чтобы университеты помогали развиваться молодым казахстанским предпринимателям. И последнее: очень важно, чтобы правительство, общество и частный сектор объединили свои усилия, чтобы удержать в стране молодые таланты, которые могут уехать за границу в поисках работы. Нужно, чтобы они остались здесь в качестве "цифровых аборигенов" и стали основоположниками будущего e-commerce Казахстана.
- Какие, на ваш взгляд, необходимы условия для того, чтобы молодые люди оставались в Казахстане и открывали бизнес здесь?
- Во-первых, очевидно, что необходимы непрерывные инвестиции не только в высшее образование, но образование в целом. Во-вторых, у молодежи должна быть возможность получить международный опыт, но при этом должна быть еще и мотивация вернуться в Казахстан и применить этот опыт здесь. И, в-третьих, когда они вернутся, для них должна существовать платформа, на которой они могут получать дальнейшие навыки, возможности финансирования, развиваться в целом, чтобы они могли превращать свои лучшие идеи в новые казахстанские предприятия.
- Насколько востребованы электронные платежи в Казахстане?
- Если посмотреть на весь мир в целом, то он проходит цифровую трансформацию. В прошлом году количество цифровых транзакций в мире впервые в истории превзошло количество наличных транзакций. Таким образом, существует существенный сдвиг на глобальном уровне. В этом плане, как я уже говорил, для Казахстана большим преимуществом является молодое население. Их не нужно учить пользоваться мобильными устройствами, не нужно говорить им доверять устройствам. Они и так это делают. У всех есть телефоны. Не нужно затрачивать много усилий, чтобы убедить их перейти к электронной коммерции. Согласно нашим данным, при населении около 18 млн в Казахстане в настоящее время используется свыше 20 млн мобильных устройств. Это демонстрирует, что население очень спокойно чувствует себя с цифровыми технологиями. В Казахстане около 15 млн держателей действующих карт VISA. Таким образом, мы видим, что население Казахстана все больше и больше считает привычным делом использовать мобильные устройства не только для связи, но и для совершения транзакций.
Хотел бы добавить, что эти технологии также очень важны для малого бизнеса. Здесь следует обратить внимание на две вещи: необходимо создать экосистему, в которой предприниматели могли бы создавать свой бизнес и предоставлять рабочие места, и снижать количество барьеров на пути создания бизнеса, участия в торговле.
- Национальный банк стремится к увеличению доли безналичных платежей. Вместе с тем, по данным регулятора, в 2016 году только 15% всех платежей были безналичными. Как вы считаете, почему так не любят у нас безналичный расчет?
- Если брать из общего объема платежей, которые люди совершают, и наличные, и безналичные, на карточку приходится 4%. Исторически карточки выдавались у нас для получения заработной платы. То есть банки выдавали карточки, люди получали зарплату. Потребовалось определенное время, чтобы люди начали использовать саму карточку как средство платежа. Сейчас картина меняется. 15% - это цифра маленькая, но есть большой потенциал.
В прошлом году объем безналичных платежей вырос в пределах 50%, по объему транзакций. Количество транзакций растет еще быстрее. Это говорит о том, что люди используют карточки для ежедневных платежей, на крупные, мелкие и средние суммы. Динамика положительная.
- А что думаете по поводу обязательной установки POS-терминалов для предприятий торговли и сферы услуг? Это требование все еще не в полной мере выполняется. Почему?
- Финансовые институты, банки в том числе, должны активнее работать с бизнесом, объяснять им, что это такое. У каждого коммерсанта, конечно, своя бизнес-модель. Но тот коммерсант, который думает о своем бизнесе, думает, прежде всего, об увеличении оборота. От этого он получает доход. А оборот возникает из разных каналов. Это, во-первых, когда человек платит наличными, во-вторых, когда клиент платит карточкой, и в-третьих, когда человек оплачивает товар или услугу через интернет. То есть чем больше каналов приобретения нового клиента, тем более выгодным будет бизнес. Я бы рассматривал комиссию, которую устанавливают банки, не как прямые расходы, а как косвенные расходы, как расходы на маркетинг, на привлечение новых клиентов.
Но сейчас сеть предприятий торговли, услуг расширяется. Уже порядка 100 тыс. POS-терминалов, принимающих карточки VISA, установлено в Казахстане. По сравнению с прошлым годом это хороший рост - 30%. Есть потенциал еще порядка 500 тыс. POS-терминалов еще установить в Казахстане. Надо работать с малым и средним бизнесом.
- Спасибо за интервью!
Июнь, 2017
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна