В Казахстане в текущем году будет создан фонд обязательного медицинского страхования, учредителем и единственным акционером которого выступит правительство. Обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) внедряется с целью обеспечения финансовой устойчивости системы здравоохранения, развития конкуренции и улучшения качества медицинской помощи. С ведением медстрахования в обществе будет сформирована новая парадигма отношений между гражданином и государством в вопросах здравоохранения, что предполагает солидарную ответственность за здоровье каждого. Как будет функционировать фонд, и какие изменения ожидают казахстанцев рассказала заместитель председателя комитета оплаты медицинских услуг министерства здравоохранения и социального развития Казахстана Гулжан ШАЙХЫБЕКОВА.
- Гулжан Тураровна, по-Вашему мнению, какую пользу принесет внедрение социального медицинского страхования для обычного пациента? Многих сегодня волнует вопрос - это будут системные изменения или поменяется лишь источник финансирования?
- Необходимость внедрения системы социального медицинского страхования назрела давно. Глобальные вызовы, такие как рост неинфекционных заболеваний, ресурсоемкость системы за счет внедрения новых дорогостоящих технологий, увеличение численности пожилого населения неизбежно приводят к увеличению расходов здравоохранения. Вывод один - нужна более эффективная система здравоохранения, которая бы предусматривала менее затратный и более качественный для получателя медуслуг подход к организации лечения. Если система продолжит работать в прежнем режиме, то расходы могут стать катастрофическими, а результаты работы здравоохранения будут только ухудшаться. Очевидно, назрела необходимость перестройки внутренних процессов, в первую очередь, это видится за счет расширения амбулаторно-лекарственного обеспечения.
Поясню на простых примерах. Если мы заболеем бронхитом, то на третий или четвертый день, когда мы идем в поликлинику, нам говорят, купите вот эти лекарства и пейте. Случается, что по каким-либо причинам, чаще финансовым, не у каждого получается приобрести лекарственные препараты, а значит наступает острый период течения болезни, и как следствие больной попадает в стационар.
В случае если вы застрахованы, ситуация будет следующей: после того, как вам выпишут рецепт, вы придете в аптеку, и, к примеру, из пяти выписанных вам препаратов, самостоятельно нужно оплатить лишь два, стоимость остальных возместит государство через фонд. Уже легче, не правда ли?
Так, за счет превентивных мер своевременного лекарственного обеспечения не нужно оплачивать ваше стационарное лечение, которое в разы затратнее.
Разберем другой случай. Допустим, вы заболели, не пролечились как следует, и ваше заболевание приобрело статус хронического. Чтобы такие случаи исключить, разрабатывается нормативно-правовой акт, который включит в себя список заболеваний, которые могут стать хроническими, приводят к тяжелым последствиям и наиболее часто встречаются среди населения. Это детальная, тщательная работа, которая будет вестись на постоянной основе. По мере увеличения списка таких заболеваний будет расширяться амбулаторно-лекарственное обеспечение. Конечно, в первую очередь, в данный ряд заболеваний будут включены особо опасные, критичные и распространенные нозологии.
В результате, финансовая нагрузка на население в части лекарственного обеспечения снизится. Чтобы наглядно это доказать, обратимся к статистике: в 2014 году, согласно отчетам, казахстанцы потратили порядка 570 млрд тенге на оплату медуслуг из собственных карманов. Таким образом, частные платежи достигли трети бюджета, расходуемого на обеспечение всего национального здравоохранения. При этом, стоит отметить, что более 280 млрд тенге из этой суммы пошли только на лекарства.
Возникает резонный вопрос, насколько эффективна эта система, если в итоге гражданин все равно самостоятельно оплачивает медуслуги и лекарственные препараты.
Поэтому мы говорим, что данную систему нужно реформировать. Те дополнительные доходы, которые здравоохранение получит в виде страховых взносов, снимут нагрузку с населения и помогут выстроить более эффективную точечную систему здравоохранения.
- Что будет с использованием средств, куда конкретно они пойдут? Будет ли резерв на экстренный случай?
- Принципиальное отличие фонда медстрахования заключается в том, что из-за фиксированных взносов, он будет иметь фиксированный финансовый доход, и возможности запрашивать дополнительные средства из бюджета у него не будет. Поэтому согласно мировой практике, будет создан специальный резерв, который будет приспособлен для непредвиденных затрат. Что такое непредвиденные затраты? Это затраты на медуслуги, которые мы не можем сейчас запланировать. Такое происходит в случае чрезвычайных ситуаций, когда резко и незапланированно возрастает количество обращений и госпитализаций. Предсказать такие ситуации невозможно, но необходимо подготовиться, сделав резерв.
Мировая практика говорит о том, что размеры резервов колеблются от 1 до 15% всех годовых взносов. Мы провели много расчетов, обращались к консультантам, и сейчас в правительство предложили проект постановления, где сумма резерва будет составлять 3% от всех доходов. Скажем, если в 2017 году мы начнем собирать взносы, то это составит где-то 11 млрд тенге, которые будут размещены в финансовом инструменте через Национальный банк. Правительство установит линейку финансовых инструментов, куда мы можем вкладывать не рискуя, и в любой момент вытащить денежные средства.
Однако не только резерв является залогом финансовой устойчивости фонда. Также важным ее элементом является неинвестируемый остаток, который согласно постановлению составит не менее 50 млрд тенге. Это деньги для оплаты расходов, которые понесла система за предыдущий период. К примеру, на оплату уже оказанных медицинских услуг, ведь мы не можем сказать поставщику: "Подождите, мы сейчас соберем взносы и все оплатим!". Нет, так не пойдет. Все должно работать четко. Получил услугу – заплатил.
Таким образом, помимо резерва аккумулировать в себе большую сумму денег фонд не будет. Наша система не накопительная. Денежные поток цикличен – деньги поступили и уходят на оплату услуг, потому как для фонда важно не накапливать обязательства, которые порождают дополнительные расходы.
- Сегодня много нареканий у населения вызывает качество медпомощи. Предполагается ли, что с введением обязательного медстрахования система здравоохранения станет работать лучше, какие положительные изменения произойдут?
- Начнем с того, что качество оказания медицинских услуг ежегодно растет. С внедрением медстрахования будет действовать система стратегических закупок медуслуг, где фонд уже на этапе заключения договора будет ставить условия перед клиниками - свои требования предоставления услуг, которые должны неукоснительно соблюдать.
В мировой практике фонды медстрахования берут на себя строгий экспертный контроль качества медуслуг по собственной шкале оценок. Сегодня в действующей системе комитет оплаты услуг и областные управления здравоохранения осуществляют контроль объемов услуг и лишь частично качества, которые основываются на внутреннем аудите самой медорганизации. Что это означает? То есть, мы покупаем услугу и говорим: "Вы сами, а именно главврач, отвечаете за качество".
С внедрением медстрахования фонд, получая взносы, несет львиную долю ответственности за качество, и этим будут заниматься независимые от клиник эксперты. Система подразумевает, что на каждом этапе, начиная от обращения, госпитализации и до выписки, будет определен весь перечень необходимых манипуляций по протоколу диагностики лечения, назначенных лекарственных препаратов с доказанной эффективностью по списку лекарственных средств, будут прописаны объемы. В свою очередь, для поставщиков услуг в контракте, который занимает более 40 страниц, прописаны все требования к оборудованию, отделениям, квалификации персонала и определены индикаторы качества, которые ориентированы на пациента.
Все продумано вплоть до того, как необходимо выписывать пациента, какие давать рекомендации по профилактике заболевания, питанию, куда необходимо обратиться после завершения стационарного лечения и т.д. А что происходит сегодня? Медсестра вручает вам выписку и говорит: "До свидания".
Мы выстраиваем систему, где ваше лечение будут вести от этапа обращения до полного выздоровления. Мы стремимся к построению пациентоориентированной системы.
На сегодняшний день проведен анализ, мы отобрали более 180 индикаторов, которые влияют на здоровье человека. Ключевые из индикаторов будут включены в контракт, остальные будут мониторироваться через интегрированную информационную систему, где будет база данных пациентов. Это также является важным элементом обеспечения контроля качества. Эти 180 индикаторов расписаны отдельно для амбулаторной службы, первичного звена, консультативно-диагностических услуг, стационаров, детей, женщин, диабетиков. В случае, если будет наблюдаться ухудшение по каким-либо показателям, специалисты фонда имеют право проводить анализ всей деятельности той или иной медорганизации, которая имеет отношение к ухудшению или невыполнению этих индикаторов.
Следующий момент, который медстрахование позволит обеспечить - это доступность медуслуг. К примеру, в настоящее время задаются вопросом, почему страдает качество на уровне амбулаторно-поликлинической помощи, почему люди поступают сразу в стационар в тяжелом состоянии? А все сводится к тому, что на амбулаторном звене того или иного объема медицинских услуг люди не смогли получить. Это, во-первых, очереди. Во-вторых, очень высокая нагрузка на врача. В-третьих, то же отсутствие мотивации самого врача. У них очень низкая заработная плата. Для решения данных проблем, мы будем снижать нагрузку на врача. Сейчас на одного врача приходится 2 тыс. человек прикрепленного населения, в свою очередь, мы планируем поэтапно снижать эту нагрузку до 1,5 тыс. человек. Приведу простой пример. У врача общей практики в регионах с высокой рождаемостью до 200 детей годовалого возраста на участке. У него не хватает времени на взрослое население, провести с ними профилактическую работу, в случае, к примеру, с инфарктом или вторым инсультом, потому что врач должен постоянно делать патронаж детей до года. Они у нас в приоритете. Мы должны работать над тем, чтобы это была дифференцированная и в тоже время сниженная нагрузка.
Что касается мотивации медработников. Мы планируем поэтапно повышать заработную плату. Их заработная плата должна сейчас быть как минимум на уровне заработной платы в экономике. К 2030 году зарплату врачей предполагается увеличить в 2,5 раза, других медицинских работников - в 1,4 раза.
Со следующего года работодатель начинает платить в фонд 2%, государство - 4%. Мы будем расширять объем медицинских услуг, которые сейчас должны быть в гарантированном объеме бесплатной медицинской помощи. Вот вы приходите, и вам говорят сделать УЗИ и ждите месяц. Наш анализ показывает, что, во-первых, мы должны потребовать у врача первичной практики, чтобы он максимально собрал все анализы, прежде чем направить на УЗИ. У нас идет гипердиагностика иногда, потому что квалификация врача иногда не позволяет поставить предварительный диагноз. Поэтому у нас много направлений к узким специалистам и на диагностические мероприятия.
Сегодня, если вы прикреплены к поликлинике, то там вас могут направить к своему эндокринологу, где большая очередь. Поэтому планируется, что будет привлекаться частный сектор для разгрузки государственных поликлиник.
- Право выбора клиники в системе ОСМС предполагает более широкое вовлечение частных больниц. Смогут ли они на равных с государственными клиниками заключать договоры с фондом?
- Никакой разницы между требованиями к государственным и частным клиникам не будет. Единственное преимущество будет у тех, кто пройдет аккредитацию. По предложению национальной палаты предпринимателей рассматривается вопрос о включении всех аккредитованных медорганизаций в список потенциальных поставщиков. Эти нормативные акты в разработке, вопрос обсуждается с профессиональными союзами, НПП, больницами. Мы идем к либерализации входа частного сектора в госзаказ.
Отмечу, что когда мы просматривали национальные счета, выяснилось, что больше половины частного сектора оказывают медицинские услуги на амбулаторном уровне. На стационар идет 24% расходов. Отсюда вывод, значит, мы (государственные медорганизации) не додаем что-то на амбулаторном уровне, здесь идет дефицит. И этот дефицит мы должны сейчас покрывать. Клиникам выгодно делать УЗИ, проводить частные консультации, а патронаж младенцев до года им не интересен. За патронажем мы ходим в государственные клиники. Но интерес частного сектора растет, ежегодно на 5-10% растет доля частного сектора в госзаказе. На сегодняшний день 1/3 всех поставщиков услуг частные.
- При заключении контрактов будут ли учитываться расценки на медуслуги?
- Тарифная политика будет единой для всех. К примеру, если аппендицит лечится по определенной сумме, контракт будет заключен с той клиникой, которую этот тариф устраивает.
- Будет ли фонд финансировать развитие медицины, в том числе реформы медобразования, повышения квалификации врачей и покупки новой медтехники?
- С точки зрения повышения качества медицинских услуг, развития технологий, фонд будет влиять на эти процессы. В самом тарифе предусматриваются расходы на повышение квалификации. Что касается приобретения оборудования, поэтапно мы предусматриваем включить в тариф расходы на амортизацию. В структуре тарифов для медорганизаций будут предусматриваться средства на обновление медицинской техники. Кроме этого, мы рассматриваем вариант включения в тариф инвестиционной составляющей. Государству важно, чтобы фонд не просто по факту покрывал расходы, но и внедрялись новые технологии. Если кто-то хочет прийти со своими технологиями, то они показывают нам свои затраты, которые фонд готов возместить, но только при условии их эффективности.
- Спасибо за интервью!
Август, 2016
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна