Экономический кризиc в 2015 году затронул достаточно серьезно и отрасль машиностроения, с трудностями столкнулось и крупное автопромышленное предприятие Казахстана - "АгромашХолдинг". Тем не менее, по итогам года компании удалось удержать позиции и добиться хороших результатов. О том, почему в 2016 год компания шагнула "в состоянии легкой контузии" от пережитых волнений и когда "затянулись раны", агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал председатель правления АО "АгромашХолдинг" Олег ЦОЙ.
- Олег Викторович, как заводы "АгромашХолдинг" и "СарыаркаАвтоПром" отработали в 2015 году?
- В ушедшем году на производственных площадках наших заводов было выпущено около 6 тысяч единиц автомобилей. Несмотря на кризис, наши предприятия стремились сохранить достигнутые результаты и воспринимали трудности в качестве мотивации для дальнейшей реализации задач. Думаю, что у нас получилось удержать позиции и добиться хороших результатов. По факту и без лишней скромности, нашему заводу есть чем гордиться. В первую очередь, человеческим ресурсом – людьми, которые работают на предприятии. Их более 1200 человек. В прошлом году костанайским машиностроителям удалось выпустить более 20 тысяч автомобилей крупноузловым (DKD) и мелкоузловым (CKD) методом, и юбилейным был автомобиль именно в 2015. Ушедший год модельную линейку присутствующих брендов на казахстанском рынке пополнили модели доступного ценового сегмента GEELY и JAC. Помимо новых моделей в производстве, 2015 год ознаменовался для компании получением престижных наград в области автомобилестроения. К примеру, производственная площадка "СарыаркаАвтоПром", победила в номинации "Лучшие товары для населения" на региональном конкурсе-выставке (г. Костанай) "Лучший товар Казахстана" с автомобилем Toyota Fortuner. Также в октябре ушедшего года компания была удостоена "Премии Авто года 2015" с автомобилями SsangYong Nomad, SsangYong Actyon Sports, Peugeot Partner.
- Каким для вас оказалось начало 2016 года?
- В 2016 год, наверное, все предприятия области, да и республики в целом шагнули в состоянии легкой контузии от пережитых волнений. Но раны со временем затягиваются. Поэтому не стоит сильно драматизировать на эту тему. Любой кризис заканчивается, однако нам необходимо работать над укреплением своих позиций и снижением зависимости от чужих экономик, курсовой разницы и политической ситуации. Я уверен, что все трудности и последствия кризиса мы преодолеем, просто всем необходимо время для адаптации. Мы не стремимся бежать вперед поезда, наше предприятие развивается поэтапно и целенаправленно. Мы делаем ставку на удовлетворение конечного потребителя, и главной составляющей для достижения этой цели является качество выпускаемой продукции. Чтобы добиться высокого показателя качества, предприятие модернизирует производственные площадки, использует высокотехнологичное оборудование и, конечно, отдает приоритет повышению потенциала кадровых ресурсов. Этот год мы начали с реконструкции старых цехов под установку оборудования для полноценного производства автомобилей Peugeot 301, Jac S3 и Iveco Daily, запуск которых планируется в обозримом будущем.
Начало года в прямом смысле принесло с собой новые веяния в развитии партнёрских отношений. Так, между "АгромашХолдинг" и компанией CNHI было подписано лицензионное соглашение на производство комбайнов New Holland. Ранее комбайны New Holland TC 5080, выпущенные под брендом "Сделано в Казахстане", прошли полный цикл сертификационных испытаний, а также получили рекомендации по устранению проблемных вопросов. Конструкция комбайна приведена в соответствие с требованиями безопасности технического регламента Таможенного Союза, а подписанное лицензионное соглашение позволяет АО "АгромашХолдинг" приступать к полномасштабному производству комбайна New Holland. Более того, ТОО "СарыаркаАвтоПром" стало первым предприятием, поставляющим коммерческую технику, произведенную в Казахстане, на российский рынок, заключив соглашение по экспорту автомобилей IVECO в Российскую Федерацию с IVECO RUS.
- Изменился ли сейчас спрос на автомобильном рынке? Выровнялась ли обстановка сейчас?
- Будет нерационально отрицать, что сложности отсутствуют. Они есть у всех. Машиностроение - это отрасль, затрагивающая глобальные ресурсы, и во всех направлениях работа не может быть безупречной. В каждой системе есть сбои, и порой этому виной условия, в которых существует бизнес. Сейчас спрос на автомобильном рынке изменился по причине насыщения завезенными авто. Также немалое влияние на рынок оказал свободноплавающий курс тенге. Эти последствия лишь доказывают, что автопроизводство, как и любую другую отрасль в Казахстане, нужно развивать, чтобы сократить зависимость от курса валют. И еще один не менее существенный фактор, повлиявший на изменение спроса: сокращение выдачи кредитов в банках второго уровня, процент отказов значительно вырос. Конечно, ситуация была более или менее стабилизирована благодаря льготному автокредитованию. Программа безусловно стимулировала спрос на авто казахстанского производства. Ввиду вышеперечисленных причин заводу приходилось на некоторое время пересмотреть формат, а где-то и режим работы, но эти временные изменения позади, сейчас мы готовы работать с прежней производственной нагрузкой. Наши главные принципы не изменились, мы продолжаем выпускать качественную продукцию, увеличивать локализацию и ассортимент продукции, осваивать новые горизонты рынка и привлекать новых партнёров. Неизменным также осталось наше стремление сохранить квалифицированные кадры, специалистов, обладающих уникальным опытом, прошедших обучение у зарубежных мэтров в области машиностроения. Одним из важнейших направлений работы является функционирование Центра обучения и развития персонала на нашем предприятии. В рамках повышения квалификации костанайские специалисты смогли посетить итальянский завод IVECO, SsangYong Motor Co в Южной Корее, УАЗ в России (г.Ульяновск), завод PSA Peugeot Citroën (г. Калуга, Россия), Hyundai в Чехии и многие другие площадки мировых автоконцернов. Кроме того, производственные площадки АО "АгромашХолдинг" и ТОО "СарыаркаАвтоПром", входящие в "AllurGroup", являются участниками образовательной программы "Инновационное производство и автоматизация индустриальной техники" государственной программы индустриально-инновационного развития Казахстана. В рамках этого проекта осуществляется подготовка специалистов в профильной магистратуре по траектории обучения "Автомобильная инженерия". В прошлом году с целью подготовки кадров число магистрантов пополнилось 20 сотрудниками автопроизводственных площадок, и сейчас они продолжают обучение. А недавно они проходили производственную стажировку в российской автомобилестроительной компании "АвтоВаз" г. Тольятти, вернулись с новыми знаниями и готовые применять в работе полученные навыки.
- Каков будет ваш объем производства в 2016?
- Мы запланировали достигнуть объема выпуска прошлых лет и удержать на уровне 8 тыс. автомобилей. Мы продолжаем также принимать активное участие в обновлении машинотракторного парка страны, и намерены освоить сборку более 300 комбайнов в этом году. Хочется верить, что нам окажутся по силам эти цели.
- Каковы планы на 2016 год?
- Начало года было действительно насыщенным для нашего предприятия. У нас довольно масштабные планы. Мы собираемся освоить производство легких коммерческих грузовиков, тяжелых грузовиков, автобусов. В осуществлении этих целей примет участие отечественная инвестиционная компания Alatau Invest Capital, с которой в начале года мы заключили меморандум. Это знаковое событие для нас, потому что казахстанский бизнес инвестирует отечественный инвестор. В сферу наших партнёрских отношений войдут подготовка и повышение квалификации кадров, трансферт новых передовых технологий для автопроизводства, создание научно-исследовательской и конструкторской базы. В сфере развития сельхозмашиностроения тоже выстроены механизмы, которые позволят предоставить казахстанским аграриям возможность оценить широкую линейку белорусской сельскохозяйственной техники. На данный момент ведутся работы по созданию совместного производства с нашим стратегическим партнером компанией "Гомсельмаш". Это значит, что в перспективе мы расширим ассортимент выпускаемой продукции. При этом предприятие продолжает увеличивать список производителей комплектующих, готовых к взаимовыгодному сотрудничеству в создании отечественного автотранспорта. Завод готовит производственную базу и уже приступил к модернизации оборудования для освоения производства полного цикла таких проектов, как: Peugeot, Jac, Iveco.
- Спасибо за интервью!
Июнь, 2016
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна