Казахстан как развивающийся рынок интересен как мировым, так и отечественным ритейлерам. В этом году на рынке появилась французская сеть Carrefour, планирует выйти Leroy, переговоры ведутся с Auchan и IKEA. Появляются и отечественные сети нового формата, такие как "Одна цена". О том, сколько магазинов компания планирует открыть в Казахстане, какую нишу займет, и как новый формат восприняли казахстанцы, в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказала директор сети Ботагоз ТЛЕМИСОВА.
- Как пришла идея открыть сеть магазинов "Одна цена"?
- В наших магазинах все по одной цене. Таких сетей в Казахстане больше нет, мы первые. Но мы ничего нового не изобретали. Магазины подобного формата в мире очень популярны. Какое-то время я жила за границей и пользовалась услугами подобных сетей. Было очень удобно, мне нравилось. Всегда мучил вопрос, почему в Казахстане такого нет. Год мы вынашивали эту идею и летом прошлого года начали готовиться к открытию.
- Сколько магазинов вы уже открыли, какие ваши дальнейшие планы?
- Первый магазин был открыт 19 декабря 2015 года. На данный момент у нас работает 4 магазина, в конце месяца готовится к открытию пятый. Пока все магазины находятся в Алматы. В ближайшие 2-3 года мы планируем открыть около 50–ти магазинов по всему Казахстану. Следующий город, скорее всего, будет Астана.
- Сколько инвестиций было вложено?
- В среднем на сеть из 5 магазинов было потрачено $500-600 тыс. Это были собственные средства. В дальнейшем будет работать эффект масштаба, и мы планируем снизить расходы, например, на закупочной цене. В будущем мы планируем привлекать инвесторов. Мы открытый бизнес. Сейчас заявляем о себе и надеемся на интерес инвесторов. Возможно, будем рассматривать государственные льготные программы.
- На какой период самоокупаемости вы рассчитываете?
- Наша специфика в том, что у нас низкомаржинальный и высокооборачиваемый бизнес. Сейчас у нас идет прирост объема 50% ежемесячно, поэтому в ближайшие месяцы мы планируем выйти на самоокупаемость.
- Какой товар представлен на полках?
- Мы стараемся, чтобы ассортимент на полках был максимально широким. Чтобы можно было зайти и купить все для дома: товары для кухни, ванной комнаты, чистящие, моющие средства, товары гигиены и тому подобное. Возможно даже продукты питания в будущем.
Хочется обратить внимание, что многие люди приходят в такие магазины не только за товаром, но и за настроением. Как-то я зашла и услышала, как одна из покупательниц говорит продавцу "как я люблю ваш магазин, мне так нравится приходить сюда просто для души". Тут можно снять стресс, купить что-то приятное, и это не ударит по кошельку.
- В каком ассортименте представлен товар?
- Сейчас порядка 800 позиций, и это не предел. У нас заказан новый товар, который в пути. Мы собираемся обновлять наш ассортимент постоянно. Магазины подобного плана за границей имеют1-2 тыс. позиций, и там очень много продуктов питания. Так что нам есть куда расти. На данном этапе средний чек не очень высокий, но мы планируем, что он будет увеличиваться за счет расширения нашего ассортимента.
- Какая цена в магазинах?
- Цена у нас близка к доллару, идея заключается в том, что все стоит $1. Когда мы заключали контракты на поставку товаров с Китаем, случилась девальвация. Тогда все планировалось продавать по 200 тенге, доллар стоил 185 тенге, но девальвация все наши планы изменила. Мы очень долго думали, какую цену поставить. В итоге пришли к цене 300 тенге, несмотря на то, что в январе - феврале доллар был 380 тенге, но мы держим эту цену (300 тенге) где- то в убыток себе. Мы решили пойти на этот шаг, чтобы люди узнали о том, что есть такой магазин, где можно купить за небольшие деньги хороший качественный товар.
- За счет чего вы держите такую цену?
- Мы можем обеспечить такую цену благодаря тому, что заключаем контракты напрямую с производителями, минуя всю цепочку перекупщиков. Также у нас нет рекламы, которая составляет большую часть расходов, поэтому мы можем поставлять товары на полки по такой цене.
- С какими проблемами пришлось столкнуться при открытии магазинов?
- Основная проблема, наверное, это высокая арендная плата. Это львиная доля расходов. Но стоит отметить, что в связи с экономической ситуацией стало легче. Цены на аренду пошли вниз, и стало возможно договариваться. Когда идея только вынашивалась, и мы искали помещения, были очень высокие цены.
- В каких странах производятся товары, представленные в сети?
- Сейчас мы работаем с Россией и Китаем. В процентном соотношении китайские и российские товары представлены 70% на 30% соответственно. Мы рассматриваем также и другие страны, такие как Малайзия, Вьетнам, Индия. Те страны, откуда можно было бы привезти качественный и дешевый товар, который можно было бы продавать по доступной цене.
- Возникают ли проблемы с поставщиками?
- Основная проблема с поставщиками из Китая в том, что для того, чтобы получить хорошую цену, надо заказывать очень большую партию каждой разновидности товара - поэтому процесс закупа капиталоемкий. Также, ввиду того, что заводы, с которыми мы работаем – это заводы, производящие продукцию высокого качества для Европы, Америки, Австралии, то иногда приходится ждать 1-1,5 месяца, чтобы наш заказ взяли в производство, таким образом, это процесс, требущий немало времени.
- Как дела обстоят с качеством?
- По качеству проблем нет. У нас есть партнеры в Китае, которые отслеживают качество товара, который мы выбираем. Хочется отметить, что те заводы, с которыми мы сотрудничаем, они же изготавливают продукцию для Европы и Америки, у которых очень высокие стандарты качества. Поэтому продукция качественная. С Россией у нас тоже есть контракты, но российское качество бывает иногда хуже. Хотя в России за качеством следят.
- Присутствуют ли на полках казахстанские производители?
- Казахстанских производителей пока мы к сожалению не нашли, хотя, конечно, очень хотели бы работать с ними. В нашем сегменте в Казахстане сложно найти поставщиков, чтобы был качественный товар за небольшие деньги, но я думаю, может получиться с сувенирной продукцией, чтобы местные поставщики смогли встать к нам на полки. Хотелось бы поработать и с нашими поставщиками без посредников, без входных платежей, без требования маркетинговых бюджетов.
- Как потребитель воспринял такой формат магазина?
- У нас потребитель не привык к такому. Человек платит 700-800 тенге за хорошую вещь подобной категории. Но в большинстве случаев высокие цены получаются в результате длинной цепочки перекупщиков. Нам пришлось столкнуться с психологическим моментом, когда люди говорят "что можно купить за 300 тенге?" и даже не заходят в магазин. А многие из тех кто заходит просто в шоке от того, что за 300 тенге можно взять что-то хорошее. Мы делали опрос покупателей и выяснили, что более 50% клиентов к нам возвращаются в течение ближайших 2-3 недель. И если посмотреть на то, что наши обороты растут, можно говорить о том, что новый формат прижился и понравился людям.
К нам поступают запросы из других городов, с нами хотят работать в регионах. Предложения о партнерстве поступали из Актобе, Уральска, Актау, Павлодара.
- Как сложившаяся экономическая ситуация влияет на ваш бизнес?
- Бизнес начинать не сложно, но объективные причины могут повлиять на его становление. Когда мы все просчитывали, цена должна была быть другая. Ощущалось, что народ экономит, но прирост у нас идет, и идет хорошими темпами. Я думаю, открытие сети такого формата это то, что нужно людям сейчас. Когда можно купить за те деньги, за которые сейчас ничего не купишь, достаточно широкую линейку товаров. Я надеюсь, что это наше время.
- Спасибо за интервью!
Апрель, 2016
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна