Рынок детских товаров является одним из самых перспективных. Ежегодно в Казахстане рождается около 400 тыс. малышей. О том, как развивается рынок, и почему "Детский мир" принял решение увеличивать свое присутствие в Казахстане в несколько раз, в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал генеральный директор "Детский мир – Казахстан", заместитель генерального директора ГК " Детский мир" по операционной деятельности Фарид КАМАЛОВ.
- Как вы оцениваете развитие казахстанского рынка детских игрушек и детских товаров?
- Рынок детских товаров в Казахстане развивается, и самое позитивное, что рождаемость выше смертности. Ежегодно в стране появляется на свет около 400 тыс. малышей, таким образом, растет потребность в детских товарах. По данным экспертов рынка детских товаров, в 2016 году его объем составит более 400 млрд тенге.
- Как экономическая ситуация в России и в Казахстане сказывается на рынке детских товаров и на вашей компании в частности?
- В кризисное время всегда происходит консолидация на различных рынках. Это было в 1998 году в России, мы это хорошо знаем, мы это прошли. Кто-то из игроков будет чувствовать себя чуть хуже, кто-то в этот момент будет занимать его долю. У нас очень хорошие темпы роста выручки, соответственно, я предполагаю, что мы увеличим долю рынка и за счет конкурентов. Сейчас перспективное время для развития. Работать с низкой маржей очень тяжело и не все могут себе это позволить. Мы работаем действительно с низкой маржей. Держим низкий ценник для покупателя, и стараемся, чтобы наша цена была лучшей на рынке, как на игрушки и одежду, так и на детское питание и подгузники. Покупатель быстро это осознает и выбирает нас. В целом, потребление детских товаров находится в состоянии близком к стагнации.
- В связи с девальвацией, насколько снизилась ваша маржа?
- Стараемся сдерживать ценообразование, потому что прекрасно понимаем, что зарплата в кризис у большинства местных жителей не растет, и мы демпфируем разницу за счет собственной маржи.
- За счет чего компания оптимизирует расходы?
- В первую очередь, экономия достигается за счет автоматизации бизнес-процессов.
Как и другие компании, мы оптимизируем наши издержки, административные расходы.
Очевидно, что из-за ухудшения экономической ситуации, снижения доходов покупатели экономят и выбирают более доступные товары. Именно поэтому сегодня наиболее сильные позиции у сетей, работающих в массовом сегменте. Премиум и бизнес-сегмент, в том числе и в отрасли детских товаров, может испытывать сложности с покупателями.
Для нас вопрос цены на продукцию является ключевым, мы проводим достаточно серьезную работу с поставщиками, стремясь минимизировать колебания цен. В первую очередь, компания стремится сдерживать рост цен на социально значимые товары, например, на детское питание, подгузники. Кроме того, мы продолжили развитие линеек собственных торговых марок и сотрудничество с локальными производителями. Это позволяет нам предлагать высококачественные товары по конкурентным ценам, а покупателям – не переплачивать за бренды.
- Какую долю на рынке Казахстана занимает "Детский мир"?
- На данный момент наша доля в Казахстане очень мала, так как мы работаем на рынке страны всего несколько лет. Мы смотрим позитивно на наш потенциал, накопленные компетенции и 58-летнюю успешную историю работы в России, и в этом году хотим развиваться очень активно. Наша цель - занять в течение трех лет 25-30% рынка организованной розницы, до 2018 года. В России доля "Детского мира" составляет 13% при объеме рынка порядка 509 млрд рублей.
- За счет чего планируется увеличивать долю на рынке Казахстана?
- За счет активной реализации программы экспансии и роста товарооборота. В 2015 году была разморожена программа развития в Казахстане, мы открыли новый супермаркет в новой розничной концепции с обновленным торговым оборудованием, новыми стандартами мерчандайзинга и внутреннего дизайна помещений.
В 2016 году мы планируем открыть не менее 5 магазинов в Казахстане, фактически удвоиться. В 2017 году продолжим активное развитие сети в стране.
- Сколько инвестиций предполагается вложить в Казахстан в этом году?
- Каждый магазин стоит порядка 100 млн тенге. Это только ремонт, оборудование и концепт. Плюс в каждом магазине товарного запаса на сумму от 75 до 115 млн тенге. Достаточно серьезные инвестиции.
- В каких городах Казахстана планируете открывать магазины?
- Планируем открываться в крупных городах. Это Алматы, Астана, Караганда и Шымкент, в дальнейшем пойдем и на запад Казахстана. Для нас важен любой город с населением от 60 тыс. человек.
В данный момент в Казахстане работают 7 магазинов сети. В Алматы – 3 супермаркета, Астане - 2, и по одному в Караганде и Шымкенте.
- Кто является вашими основными конкурентами на рынке Казахстана?
- Так же, как и в России, основными конкурентами являются специализированные сетевые игроки и стихийные формы торговли. Стихийные формы торговли занимают гораздо большую долю и значительнее превалируют над сетевыми. Но рано или поздно произойдет замещение неорганизованной розницы, и покупатели будут приходить за качественным товаром в магазин. Наверное, наши товары немного дороже, чем на рынках, но мы обеспечиваем высокое качество и безопасность товара.
- Каким образом вы обеспечиваете безопасность?
- Каждую единицу товара сертифицируем, как в России, так и в Казахстане. Каждый покупатель может получить в любом магазине копию сертификата на любой товар, и в течение трех дней мы пришлем оригинальный сертификат. Это очень важно, потому что мы обеспечиваем безопасность детей и для нас это один из самых главных приоритетов.
- В каких странах производятся товары, представленные в сети?
- 25% производится в России, около 60% производится в Китае, есть европейские, американские товары, часть товаров мы берем с казахского рынка, например, детскую литературу на казахском языке.
- Сказались ли санкции на поставках?
- Практически нет, мы работаем с широким пулом поставщиков, и можем быть достаточно гибкими в нашей ассортиментной политике.
- Планируете ли вы увеличивать казахстанское содержание?
- Да, конечно, мы смотрим с оптимизмом в будущее, очень надеемся, что в Казахстане будут производить молочные продукты, в которых мы сейчас очень сильно нуждаемся. Мы не можем здесь в Казахстане купить молочную продукцию, а сроки годности не позволяют нам завозить из России. Мы готовы работать с любым поставщиком продукции, который готов обеспечить нам необходимый объем качества товара.
- В некоторых магазинах покупатели сталкиваются при скидках и распродажах с завышением первоначальной цены. Были ли у вас прецеденты?
- У нас скидки, распродажи и специальные предложения действуют круглый год. Мы не играем в игру "подними цену в два раза и сделай скидку 50%". Бывает, особенно в сложившейся ситуации, на ценнике, который наклеен под новым ценником, цена ниже. Это товар, который мы заказывали еще год назад, например из Китая. Он к нам приехал, у нас тройная конвертация: доллар, рубль, тенге, и когда тенге обесценивается, нам приходится корректировать цену. Дело в том, что маркировка цен происходит еще в Китае, чтобы разгрузить внутреннюю работу магазина. В результате получается, что старая цена заклеена, а сверху стоит новая. При этом мы понимаем, что наша цена всегда должна быть конкурентоспособной.
- Какие проблемы рынка вы можете отметить?
- Недостаточно внутреннего производства, так же как и в России. Компаний, которые производят одежду и обувь, практически нет, поэтому в большинстве случаев мы импортируем ее из Китая, Финляндии или Америки.
Еще одной проблемой является торговля нецивилизованной формы, продукция сомнительного качества, в том числе и контрафакт. В России большая часть покупателей уже осознала, что потребление подобной продукции может привести к серьезным проблемам со здоровьем, поэтому они стремятся приобретать товары в крупных сетевых компаниях, дорожащих своей репутацией.
-Спасибо за интервью!
Март, 2016
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна