Обновлено: 23.11.2024, 20:01 (АСТ)

Член коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур СУЛЕЙМЕНОВ:
СТРАНАМ ЕАЭС НЕОБХОДИМО РАСШИРЯТЬ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБЩЕГО РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ


С момента подписания договора о создании Евразийского экономического союза прошло больше года. За это время страны-участники столкнулись с определенными трудностями и вызовами. О том, как это отразилось на деятельности ЕАЭС, о планах по дальнейшей интеграции, а также о том, какие страны проявили интерес к сотрудничеству с объединением в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал член коллегии по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур СУЛЕЙМЕНОВ.

 

- Выступая на прошедшем в Астане экономическом форуме, Вы отметили, что прошедший год был сложным не только для каждого государства в отдельности, но и для всего ЕАЭС в целом. Какие негативные тенденции испытал на себе союз в свете того, что все государства испытывали определенные трудности?

- Довольно сложной остается экономическая ситуация в наших странах, что вызвано влиянием неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и волатильностью мировых сырьевых рынков.

Снижение цен на нефть негативно повлияло на динамику темпов экономического роста государств союза. Так, темпы роста валового внутреннего продукта союза в 2014 году снизились до 1,1%, в I квартале 2015 года – до 1,4%. Снижение промышленного производства в январе–апреле 2015 года в государствах ЕАЭС составило 1,7%. 

Инфляция выросла в целом по союзу в 2014 году до 11,3%, в том числе в Армении она составила 4,6%, Республике Беларусь – 16,2%, Казахстане – 7,4%, России – 11,4%. В апреле 2015 года по сравнению с апрелем 2014 года темп инфляции в целом по ЕАЭС возрос до 15%.

В течение 2014 и начале 2015 года наблюдалась тенденция снижения курсов национальных валют к ведущим мировым валютам, особенно усилившаяся в конце 2014 – начале 2015 года. В результате среднемесячный курс российского рубля за период с января 2014 года по январь 2015 года снизился на 83,6% (с 33,6 до 61,7 рубля за 1 доллар США), белорусский рубль за тот же период потерял 50,3% (главным образом, в течение января 2015 года в результате поэтапной девальвации). Курс армянского драма к доллару США в январе 2015 года по отношению к соответствующему периоду 2014 года снизился на 16,8%, а казахстанский тенге девальвировался в течение того же периода на 18,5%.

На фоне ухудшения общей экономической ситуации в государствах ЕАЭС снизился экспорт в третьи страны, а также продемонстрировал снижение и импорт: стоимостной объем внешней торговли товарами в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизился на 6,9%, при этом экспорт сократился на 5,3%, а импорт – на 9,6%. В I квартале 2015 года по сравнению с I кварталом 2014 года объем внешнеторгового оборота сократился на 31,4%, при этом экспорт – на 29,6%, импорт – на 34,8%.

К сожалению, указанные тенденции могут сохраниться и во втором полугодии текущего года. Так, Всемирный банк прогнозирует замедление темпов экономического роста в странах с развивающимися рынками Европы и Центральной Азии. По базовому сценарию Всемирного банка предполагается наступление рецессии в России в 2015 году на уровне 3,8% и 0,3% в 2016 году. В соответствии с опубликованным отчетом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) снижение темпов роста ВВП России в этом году составит 3,1%. Согласно официальному прогнозу Минэкономразвития России, по итогам 2015 года ВВП России упадет на 3%.

Указанные прогнозные оценки основаны на ожидаемом продолжении падения цен на нефть. По прогнозам Всемирного банка, цены на нефть сохранятся в диапазоне 50-60 долл. США, что станет одним из факторов дальнейшего сокращения экспортных доходов государств-экспортеров нефти.

Совершенно очевидно, что ухудшение экономической ситуации в России негативно отразится на других странах Евразийского союза. Как известно, в общем экономическом потенциале ЕАЭС доля ВВП России (по итогам 2014 года) составляет более 80%.

Наблюдаемая в наших странах волатильность курсов национальных валют негативно отразилась на развитии торгово-экономического сотрудничества между ними. Так, в результате укрепления белорусского рубля по отношению к российскому рублю снизилась эффективность экспорта из Беларуси в Россию и обозначился процесс отказа от использования национальных валют (в первую очередь, российского рубля) во взаимных расчетах в пользу доллара США.

В результате укрепления тенге по отношению к российскому рублю существенно снизилась эффективность казахстанского экспорта в Россию, что привело к резкому росту поставок потребительских товаров из России в Казахстан в конце 2014 года – начале 2015 года и серьезно ослабило конкурентоспособность казахстанской продукции на российском рынке.

Сложившаяся ситуация деформирует структуру экономических связей государств ЕАЭС, включая взаимную торговлю и инвестиции, подрывает доверие к национальным валютам и в целом негативно сказывается на реализации интеграционных проектов в рамках союза.

В связи с этим важное значение приобретает координация курсовой политики наших стран. Данная норма нашла отражение в принятом договоре о Евразийском экономическом союзе, в соответствии с которым государства-члены должны принимать меры по координации политики обменного курса национальных валют, в том числе организовывать проведение взаимных консультаций с целью выработки и координации курсовой политики.

 

- Также было отмечено, что снизились показатели взаимной торговли. Насколько было значительным снижение? C чем это связано? Какие у Вас ожидания в этом году?

- Сокращение взаимной торговли между нашими странами в 2014 году составило 11% относительно уровня 2013 года. В I квартале 2015 года по отношению к I кварталу 2014 года снижение взаимного товарооборота стран ЕАЭС составило 30,5%.

Основными причинами снижения темпов взаимной торговли между государствами ЕАЭС стали: воздействие неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на национальные экономики стран союза (падение мировых цен на сырьевые товары и, в первую очередь, на нефть), сокращение в связи с этим темпов экономического и промышленного роста государств-участников ЕАЭС, негативное влияние введенных Западом экономических санкций против России на другие страны союза, значительная волатильность курсов национальных валют, сохраняющийся преимущественно сырьевой характер торгово-экономических связей государств ЕАЭС.

Невысокой остается доля взаимной торговли государств ЕАЭС в общем объеме внешнеторгового оборота, что также свидетельствует о невысоком пока уровне экономического взаимодействия стран Союза, необходимости расширения их торгово-экономического сотрудничества и использования преимуществ созданного в рамках ЕАЭС общего рынка товаров и услуг.

В частности, по нашим данным, по сравнению с январем-декабрем 2013 года удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли по Таможенному союзу (ТС) и Единому экономическому пространству (ЕЭП) сократился с 12,1% до 11,7%. Доля взаимной торговли в общем объеме внешней торговли Республики Беларусь практически не изменилась (с 50,7% до 50,3%). Однако по Казахстану показатель снизился с 18,4% до 16,5%, России – с 7,5% до 7,2%. В I квартале 2015 года удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли стран ЕАЭС составил 11,5%.

Что касается оценок взаимного товарооборота государств ЕАЭС в 2015 году, то следует отметить, что его динамика зависит от ряда факторов. Это, прежде всего, складывающаяся конъюнктура на мировых сырьевых рынках, тенденции экономического развития наших стран, уровень их интеграционного взаимодействия.

К сожалению, по оценкам международных финансовых институтов, как мною было отмечено ранее, в этом году сохранится тенденция падения мировых цен на нефть, снижения темпов роста сырьевых экономик. Складывающаяся экономическая ситуация, безусловно, может негативно повлиять на уровень торгово-экономического сотрудничества государств союза. Поэтому резкого подъема взаимной торговли наших стран в этом году ожидать пока не приходится.

Важным фактором роста взаимного товарооборота государств ЕАЭС должны стать проведение нашими странами согласованной макроэкономической политики и принятие мер по стабилизации макроэкономической ситуации, что окажет существенное влияние на динамику и структуру взаимной торговли наших стран.

Во-вторых, дальнейший рост взаимной торговли возможен при условии реализации синергетических эффектов интеграции и реализации интеграционного потенциала стран ЕАЭС, в том числе выявление и устранение препятствий на пути реализации четырех "свобод". Комиссия последовательно с помощью государственных органов и бизнеса выявляет и устраняет барьеры на пути взаимного движения товаров, услуг и инвестиций. Данный вопрос также рассматривался на прошедшем 29 мая текущего года заседании Евразийского межправительственного совета на уровне глав правительств, где было принято решение о продолжении Евразийской экономической комиссией совместно с государствами-членами союза работы по выявлению и устранению препятствующих функционированию внутреннего рынка ЕАЭС барьеров для взаимного доступа.

В-третьих, большое значение для роста взаимной торговли и улучшения качества ее структуры имеют кооперация в реальном секторе экономик государств Союза, создание цепочек добавленной стоимости, реализация совместных инфраструктурных проектов.

В этой связи Евразийской экономической комиссией совместно с правительствами сторон разрабатываются основные направления промышленного сотрудничества наших стран, реализация которых будет способствовать их промышленному росту, модернизации и диверсификации экономик, активизации торгово-экономических связей в рамках Союза. 

На прошедшем 29 мая этого года заседании Евразийского межправительственного совета принято соответствующее решение по развитию взаимной торговли наших стран с учетом реализации указанных выше направлений.

 

- Главы правительств государств-членов ЕАЭС 29 мая в Астане в рамках заседания Евразийского межправительственного совета подписали соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Как известно, проводятся консультации о подготовке подобных соглашений с Ираном, Египтом и Израилем. На какой стадии находится эта работа? Соглашение с какой страной в большей степени проработано?

- 29 мая этого года на заседании Евразийского межправительственного совета было подписано соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Республикой Вьетнам, в соответствии с которым государствам ЕАЭС, с одной стороны, и Вьетнаму, с другой стороны, предоставляются тарифные преференции при доступе на рынок товаров друг друга. В частности, уровень либерализации тарифа Вьетнама изменится с 10% до 1% к 2025 году после окончания всех переходных периодов; ставка таможенного тарифа государств Союза изменится с 9,8% до 2,5% к 2025 году, соответственно.

Взаимное снижение таможенных пошлин позволит на ранней стадии обеспечить отмену таможенных пошлин без переходных периодов более чем на 57% тарифных линий от общей товарной номенклатуры для вьетнамской стороны и на 59% тарифных линий для государств ЕАЭС.

Вьетнамский рынок будет открыт как для товаров сельскохозяйственного сектора, так и промышленных товаров стран союза. В частности, для товаров государств ЕАЭС вьетнамской стороной сразу будут обнулены пошлины на молочную продукцию (сейчас 5-30%) и калийные удобрения (6%). В течение пяти лет – на мясо птицы (20%) и шины (5-30%), в течение 10 лет – на автобусы (с 30-40%), легковые (50-70%) и грузовые (17%) автомобили. На бензин пошлина будет обнулена с 19% к 2027 году. По нашим оценкам, экспортеры ЕАЭС сэкономят на пошлинах около $40 млн первый год, а после окончания переходного периода – около $55-60 млн.

Одновременно удалось сохранить тарифную защиту на большинство чувствительных товаров для государств ЕАЭС (чай, кофе, сахар, консервированные огурцы, крахмал, растворимые напитки, трубы, автомобили и т.д.), что составляет 12,9% товарной номенклатуры.

В дополнение к предоставленным тарифным преференциям вьетнамская cторона подтвердила готовность начать переговоры по организации производства моторных транспортных средств в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов.

Таким образом, cоглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом будет способствовать активизации инвестиционного сотрудничества между нашими странами и будет регулировать не только вопросы либерализации торговли товарами, но и формировать правила торговли услугами, определять условия инвестирования, защиты прав интеллектуальной собственности, осуществления государственных закупок, сотрудничества в сфере технического регулирования и санитарных и фитосанитарных мер, а также целый ряд других вопросов.

Вьетнам – достаточно крупная и быстро развивающаяся экономика с населением 96 млн человек и темпом роста ВВП на уровне 5-6% в год. По прогнозам ЕЭК, создание зоны свободной торговли может увеличить оборот с Вьетнамом с $4 млрд до $10 млрд к 2020 году.

Кроме того, для стран cоюза это еще и возможность выхода на миллиардные рынки Азии и Тихого океана. Дело в том, что Вьетнам входит в зону свободной торговли Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Таким образом, реализация данного cоглашения станет мощным импульсом для экономического и промышленного роста стран ЕАЭС.

Что касается Израиля и Египта, то для этих целей была запущена работа соответствующих исследовательских групп из представителей государств ЕАЭС, Комиссии и потенциальных партнеров по соглашениям о свободной торговле. Такая работа с Израилем находится на завершающем этапе. В ближайшие месяцы будет рассмотрен итог проведенного исследования и принято решение о целесообразности начала переговоров. Аналогичная работа с египетскими партнерами пока находится на начальной стадии – начато формирование доклада совместной исследовательской группы, на основании которого и принимается решение о начале переговоров. Можно также добавить, что на аналогичной стадии находится и проработка заключения соглашения с Индией. Что касается Ирана, то такой вопрос действительно стоит на повестке дня, но пока решения о запуске полномасштабной работы по изучению целесообразности заключения соглашения о свободной торговле, как в случае с Египтом и Израилем, к настоящему моменту не принято.

Кроме того, Евразийской экономической комиссией совместно с правительствами наших стран рассматриваются возможности активизации торгово-экономического сотрудничества с Китаем. Подчеркну, что речь не идет о преференциальном торговом соглашении. Соответствующее решение принято президентами государств ЕАЭС на прошедшем в мае заседании Высшего Евразийского экономического совета. Актуальное значение приобретает реализация китайского проекта "Экономического пояса Шелкового пути", который даст мощный импульс промышленному росту наших стран, модернизации транспортной инфраструктуры, развитию транзитного потенциала евразийского региона.

Кроме того, более 30 стран и региональных объединений предложили ЕАЭС заключить соглашения о свободной торговле, что свидетельствует о возрастающем интересе в мире к нашему интеграционному объединению, его состоятельности и перспективах дальнейшего развития.

 

- Насколько известно, сейчас проводится работа по возможности «параллельного» импорта по некоторым группам товаров. Как проходит эта работа и когда могут быть согласованы группы товаров, по которым он будет разрешен?

- В рамках созданной комиссией рабочей группы по выработке предложений в отношении дальнейшего применения принципа исчерпания исключительного права на объекты интеллектуальной собственности проработаны различные варианты развития ситуации, связанной с применением принципа исчерпания права на товарный знак в Евразийском экономическом союзе.

Приоритетным является вариант, при котором сохраняется региональный принцип исчерпания права в качестве базового и один из органов союза, например Высший межправительственный совет, наделяется полномочиями по введению международного принципа исчерпания права и, соответственно, легализации «параллельного» импорта в отношении отдельных видов товаров.

При принятии решения о выборе таких товаров должна анализироваться конкурентная ситуация на товарных рынках, ценовая доступность, социальная значимость таких товаров на территориях всех государств-членов Союза.

Этот подход будет рассмотрен Коллегией Комиссии в июне 2015 года и в случае его одобрения внесен на рассмотрение Совета Комиссии. Таким образом, в случае его принятия будет запущен процесс внесения изменений в Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 года с целью создания правовых оснований для легализации "параллельного" импорта в отношении отдельных категорий товаров.

 

- Отмечалось, что единый рынок услуг в строительстве, сельском хозяйстве и торговле заработает в ЕАЭС в 2015 году. Есть еще 21 сектор, включая рекламный бизнес, аудиторские услуги, научно-исследовательскую деятельность, где либерализация будет осуществляться постепенно. Есть ли какой-то примерный график, какие сектора будут введены, допустим, в 2016, 2017 годах, в ближайшей или среднесрочной перспективе?

- Да, вы правы, Договором о ЕАЭС предусматривается постепенная либерализация, когда формирование единого рынка услуг происходит через реализацию определенных планов либерализации («дорожных карт»). ЕЭК совместно с правительствами государств-членов ЕАЭС создает рабочие группы, которые в ходе переговорного процесса разработают планы либерализации по упомянутым секторам. Соответствующее решение принято на прошедшем в конце мая этого года заседании Евразийского межправительственного совета. Предполагается, что указанные планы либерализации будут разработаны правительствами Сторон совместно с Евразийской экономической комиссией до 1 апреля 2016 года.

Именно в этих планах либерализации правительства государств-членов ЕАЭС возьмут на себя конкретные обязательства по срокам. Реализация планов либерализации обеспечит сближение механизмов допуска к осуществлению деятельности посредством гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС, создание механизмов административного сотрудничества между компетентными органами наших стран, признание профессиональной квалификации работников.

Что касается рынка аудиторских услуг, то следует отметить, что в настоящее время при Консультативном комитете по финансовым рынкам создана Рабочая группа по подготовке проекта Соглашения об аудиторской деятельности на территории Евразийского экономического союза. В состав Рабочей группы входят эксперты министерств финансов и национальных (центральных) банков Сторон и Евразийской экономической комиссии.

Работа по созданию единого рынка аудиторских услуг направлена на: формирование в наших странах единых подходов к организации и осуществлению регулирования аудиторской деятельности; предоставление лицам любого государства Союза права на поставку и получение аудиторских услуг без ограничений; признание квалификационных аттестатов аудиторов государств-членов ЕАЭС и др.

 

- Что касается социального блока – страхования и медицинских услуг, а также пенсионного обеспечения – как проходит работа в этом направлении?

- С созданием Евразийского экономического союза решаются многие вопросы в социальной сфере. Важное значение имеет норма по социальному страхованию трудящихся государств-членов союза, которое осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства.

В частности, трудящиеся и члены их семей имеют право на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обязательное медицинское страхование.

Трудящимся наших стран и членам семей также предоставлено право на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства. Оказание медицинской помощи обеспечивается в порядке и на условиях, которые определены законодательством государства трудоустройства и международными договорами.

Скорая медицинская помощь (в экстренной и неотложной формах) оказывается трудящимся государств Союза и членам семей медицинскими организациями бесплатно, независимо от наличия медицинского страхового полиса.

Пенсионное обеспечение трудящихся и членов их семей регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами ЕАЭС. В настоящее время Евразийская экономическая комиссия совместно с правительствами сторон разрабатывает международный договор о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, основной целью которого являются обеспечение равных прав и гарантий в сфере пенсионного обеспечения, защита пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС и членов их семей на всей территории союза.

 

- К 2025 году государства ЕАЭС договорились гармонизировать все требования, все аспекты финансового регулирования в наших странах, обеспечить взаимное признание банковских, страховых лицензий, лицензий на рынке ценных бумаг. Вы выражали мнение, что если мы будем двигаться достаточно быстро, то по некоторым компонентам финансового рынка мы это увидим раньше. Как проходит работа в этом направлении? Какие результаты мы увидим в ближайшем будущем?

- Как вы правильно отметили, работа по разработке и реализации плана гармонизации носит весьма долговременный и скрупулезный характер. Однако нами было принято решение проработать параллельно и в более форсированном режиме отдельные сегменты финансового рынка, которые представляются наиболее необходимыми и не терпят отлагательств. В качестве примера приведу проект по взаимному доступу брокеров и дилеров стран-участниц ЕАЭС на национальные фондовые биржи, суть которого – обеспечить взаимный доступ на фондовые биржи стран-участниц уже в 2016 году, что, на мой взгляд, безусловно, даст импульс интеграции финансовых рынков и добавит стимулы участникам финансового рынка для их прихода на интегрированный рынок.

Другой пример реализуемого в краткосрочной перспективе компонента – это компонент страхового рынка, а именно признание полисов ОСАГО на территории государств-участников ЕАЭС. В государствах-членах ЕАЭС применяются различные подходы к определению размеров страховых взносов по внутреннему страхованию. В настоящий момент мы ведем активную работу по нахождению общего знаменателя для решения данного актуального для всех вопроса.

Таким образом, этими конкретными примерами я хочу сказать, что мы не ждем, когда все на 100% гармонизируется к предполагаемому 2025 году, да это и невозможно, а ведем параллельную работу, делаем и внедряем здесь и сейчас, вместе и уже на пять государств ЕАЭС – Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россию.

 

- Единый надзорный орган должен находиться в Алматы. Недавно президент Казахстана подписал указ о переводе Нацбанка из Алматы в Астану, а также о создании финцентра "Астана". Не повлияет ли это на планы расположить в Алматы финрегулятор ЕАЭС?

- Наши государства в рамках договора о ЕАЭС приняли решение о создании единого финансового регулятора в 2025 году в Алматы. Вместе с тем, для комиссии самое важное, что государства-члены союза приложат все усилия к созданию общего финансового рынка, завершат гармонизацию финансового законодательства и решат все вопросы по полномочиям и функциям общего регулятора государств-членов ЕАЭС.

Перевод Национального банка из Алматы в Астану имеет важное значение для финансового рынка Казахстана. Данное решение, несомненно, позволит связать столицу Казахстана с ведущими мировыми финансовыми центрами и усилит взаимосвязь со многими мировыми регионами.

При этом Алматы, в котором расположено большинство финансовых институтов Казахстана, останется центром концентрации финансовых услуг и финансового посредничества внутри страны. Алматы, как сказал президент Казахстана, все же останется крупнейшим региональным финансовым центром.

Данное решение позволит расширить распространение финансовых услуг внутри страны. Присутствие субъектов финансового рынка в двух крупнейших мегаполисах Казахстана – Астане и Алматы – будет содействовать развитию финансового сектора Казахстана.

Таким образом, если от казахстанской стороны поступят соответствующие предложения о переносе финансового регулятора ЕАЭС в Астану, то наши страны их рассмотрят.

Однако пока сложно говорить о возможности изменения месторасположения Наднационального органа по регулированию финансового рынка, поскольку в договоре о Евразийском экономическом союзе закреплена норма о его создании в городе Алматы и на сегодняшний день предложений по внесению каких-либо предложений в договор не поступало.

 

- Казахстанские бизнесмены после девальвации национальной валюты в России просили ввести ограничения для российских товаров, практически просили нарушить главный принцип ЕАЭС. Бизнес оказался не готов к конкуренции и ощутил на себе не только "плюсы" от Единого экономического пространства, но и значительные "минусы". Как подготовиться к возможным вызовам? И будут ли "плюсы" для казахстанского бизнеса от такой интеграции?

- Девальвация российского рубля, безусловно, имела негативный эффект для казахстанского бизнеса. За 2014 год реальная стоимость казахстанского тенге существенно выросла, что негативно сказалось на условиях экспорта и, напротив, удешевило импорт в Казахстан. На это, в частности, повлияла значительная девальвация российского рубля как к мировым валютам, так и к казахстанскому тенге.

Наличие указанных выше тенденций свидетельствует о необходимости проведения нашими странами скоординированной политики в экономической и финансовой сферах, что предусмотрено принятым Договором о Евразийском экономическом союзе.

В связи с этим мы выступаем с предложением создания постоянно действующего органа, главной целью которого должны стать координация ключевых политик в финансово-экономической сфере, включая макроэкономическую, валютную, монетарную, налоговую и бюджетную политику, мониторинг действий национальных правительств и выработка рекомендаций в данной области с последующим отчетом перед Высшим Евразийским экономическим советом.

Однозначно, для казахстанского бизнеса от евразийской, как и от любой другой интеграции, в среднесрочной перспективе будут только "плюсы". Отсутствие барьеров на внутренних границах ЕАЭС снижает административные издержки бизнеса; продукция и услуги становятся дешевле для конечного потребителя.

Как подготовиться казахстанскому бизнесу к возможным вызовам? – Отмечу, что все-таки обеспечение конкурентоспособности продукции на общем рынке – вопрос самого бизнеса и отчасти национального правительства. Мы как наднациональный орган должны обеспечить комфортную регуляторную среду для бизнеса наших стран. Здесь процедуры ЕЭК позволяют предпринимательскому сообществу участвовать в оценке регулирующего воздействия проектов актов самой комиссии на предпринимательское сообщество (ОРВ), высказывать свою позицию по организации допуска на свой рынок бизнес-структур из других государств-членов ЕАЭС. Так что приглашаю казахстанский бизнес активно участвовать в процедуре ОРВ.

 

- В конце марта президент России предлагал начать переговоры о создании валютного союза стран ЕАЭС. Идут ли переговоры или консультации о возможности создания подобного союза?

- Нет, никаких переговоров по этому вопросу между нашими странами не проводилось.

Следует отметить, что в договоре о Евразийском экономическом союзе нет правовой нормы по введению единой валюты. В соответствии с договором государства-члены Союза только проводят согласованную валютную политику.

Основным принципом проведения согласованной валютной политики являются координация и согласование нашими странами валютной политики в целях повышения доверия к национальным валютам государств-членов как на внутреннем валютном рынке каждого государства-члена, так и на международных валютных рынках.

Что касается поручения президента России по поводу разработки дальнейших направлений интеграции в валютной и финансовой сферах и проработки перспектив создания валютного союза, то необходимо отметить, что данная задача поставлена только перед правительством России и Центральным банком России. Соответствующие предложения Российской Федерации могут быть вынесены на рассмотрение Межправительственного и Высшего советов ЕАЭС, где решения в соответствии с договором принимаются консенсусом. Поэтому данные инициативы будут согласовываться на уровне глав государств и правительств наших стран.

В то же время объективных экономических предпосылок для введения единой валюты на пространстве государств-членов ЕАЭС пока нет. Нет достаточных товарных потоков, потоков услуг, капитала, инвестиций. В частности, по итогам 2014 года доля взаимной торговли наших стран в общем объеме внешнеторгового оборота составляет 11,7%. В Евросоюзе, например, объем взаимной торговли товарами, услуг, взаимных инвестиций был всегда 60% и примерно таким остался.

Следует подчеркнуть, что между нашими странами пока недостаточным является уровень экономического взаимодействия. Также проведение единой денежно-кредитной политики на практике потребует проведения единой бюджетной и налоговой политик, чему нет предпосылок ни в договоре, ни в обсуждениях между сторонами. Не думаю, что какая-либо из сторон будет готова передать хотя бы часть полномочий в части денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики на наднациональный уровень.

Прежде чем начинать предметно обсуждать целесообразность валютного союза, необходимо обеспечить проведение государствами ЕАЭС согласованной политики в финансовом секторе, принятие мер по координации курсовой политики, эффективной координации ключевых экономических решений.

Самое главное – это то, что экономическая интеграция должна служить интересам экономики и граждан наших государств. Думаю, что мы далеко не исчерпали те заделы, которые имеем в части четырех "свобод" и создания общих рынков. Интеграция ради интеграции искусственна и неэффективна. Должен существовать рациональный, прагматичный экономический заказ на каждое стратегическое интеграционное решение. И только тогда интеграция принесет пользу всем ее участникам.

 

- Спасибо за интервью!


Июнь, 2015
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close