О том, что будет сделано в целях устранения административных барьеров для МСБ, о деятельности органов прокуратуры в сфере защиты прав детей и соблюдения законности в трудовых отношениях, а также о нюансах экстрадиционной работы в отношении Мухтара Аблязова рассказал заместитель генерального прокурора Казахстана Андрей КРАВЧЕНКО в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан".
- Прокуратура в Казахстане является не только правоохранительным, но и правозащитным органом. Насколько, по вашему мнению, органично такое устройство?
- Прокуратура в течение последних нескольких лет позиционирует себя как правозащитный орган. Не многие наши зарубежные коллеги понимают, как правоохранительный орган может выступать правозащитным. Мы считаем, что это абсолютно органично. Наш уголовный процесс построен таким образом, что прокурор не только обвиняет, но и следит, чтобы в уголовном процессе соблюдалась законность, для него важно, чтобы процесс проходил с полным соблюдением прав обвиняемого, подозреваемого или подсудимого. У прокуратуры есть много инструментов, которые уникальны, многие нашли коллеги, юристы из других стран отмечают плюсы такого устройства.
Я неоднократно был в прокуратурах других стран и хочу сказать, что там нет таких больших отделов для работы с обращениями населения, как в казахстанской прокуратуре. В среднем в год мы защищаем 250-300 тыс. конституционных прав граждан. Это достаточно большая цифра.
Прокуратура в гражданском процессе может подавать иски в интересах людей, которые сами не могут обеспечивать свою защиту в суде – это несовершеннолетние, особенно дети, которые находятся под опекой, не имеют родителей, это люди преклонного возраста, которые иногда даже не в состоянии прийти в суд. Мы посвящаем этому достаточно большую часть нашей работы.
- Мораторий на проверки МСБ закончился 1 января 2015 года. Какие результаты может огласить генеральная прокуратура? Какая работа будет продолжена по устранению административных барьеров?
- Со 2 апреля по 31 декабря прошлого года действовал мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса. Обеспечение неукоснительного надзора за реализацией моратория было возложено на генеральную прокуратуру. С момента объявления моратория в органах правовой статистики зарегистрировано более 4 тыс. проверок субъектов малого и среднего бизнеса (за аналогичный период 2013 года было зарегистрировано более 183 тыс.). В этом числе 101 проверка, согласованная с генеральной прокуратурой для обеспечения интересов государства и здоровья населения. Кроме того, 3 943 проверки проведены государственными органами по инициативе непосредственно самих предпринимателей для подтверждения отдельных юридических фактов в их деятельности, и 260 проверок деятельности финансовых организаций, на которых мораторий не распространялся.
С начала действия моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства сигналы о массовых нарушениях условий моратория не поступали.
Зафиксировано всего 5 фактов нарушений территориальными подразделениями контролирующих органов, по которым органами прокуратуры приняты меры прокурорского реагирования.
Если разбить количество согласованных проверок по госорганам, то картина получается следующая: органов налоговой службы – 75, 13 проверок органов санитарно-эпидемиологического надзора, 8 – органов прокуратуры, 3 - органов контроля за медицинской и фармацевтической деятельностью, по одной проверке у органов таможенного контроля и комитета индустрии и туризма.
Комитет индустрии и туризма проверял деятельность компании "Гульнар тур", проверка была согласована, учитывая многочисленные случаи нарушения прав и законных интересов граждан со стороны этой туркомпании.
Также генеральной прокуратурой дано согласие органу санитарно-эпидемиологического надзора на проведение внеплановой проверки деятельности летнего лагеря "Мерей", основанием для ее назначения послужило отравление несовершеннолетних во время обеда в столовой. Тогда за помощью обратилось больше 40 детей. По результатам проверки выявлены грубые нарушения санитарно-эпидемиологических норм при изготовлении и хранении пищи.
Приведенные примеры показывают, что генеральной прокуратурой согласованы прежде всего проверки, направленные на обеспечение безопасности здоровья населения и пресечение нарушений, носящих массовый характер.
По 35 ходатайствам государственных органов нами было отказано в согласовании проверок. Причинами в основном послужило отсутствие веских обстоятельств, свидетельствующих о невозможности отложения проверки до окончания моратория, и несоответствие документов предъявляемым требованиям.
Хочу отметить, что объявленный главой государства мораторий способствовал снижению количества проверок субъектов малого и среднего предпринимательства за год на 87%. Если в 2013 году было зарегистрировано 168 250 проверок, то в 2014 году их количество составило 22 500, в том числе 18 152 проверки проведены до начала моратория.
Известно, что целью моратория являлось создание максимально благоприятных условий, обеспечивающих возможность самостоятельного развития бизнеса в рамках правового поля.
Также отмечу, что кроме осуществления надзора за соблюдением действия моратория, активизирована работа по защите прав предпринимателей в части принятия организационно-правовых решений, в том числе и в сфере уголовного процесса.
В частности, нами формируется новая информационная система учета и контроля проверок – Единый реестр субъектов и объектов проверок (ЕРСОП).
Данный проект позволит автоматизировать процессы назначения проверок и оградит государственные органы от нарушений законности, так как уже на стадии формирования данных в системе будут пресекаться все попытки незаконного и необоснованного назначения проверок. Система будет содержать сведения о субъектах и объектах проверок, о степени их риска, об истории всех ранее проведенных проверок и их результатах, о паспорте органа контроля и надзора.
Более того, на базе ЕРСОП будет запущена "Карта проверок", в которой будут отражаться сведения о рейтинге предпринимателя. Рейтинг будет определяться в зависимости от количества проведенных проверок и выявленных нарушений.
Данная карта разрабатывается с целью защиты прав потребителей, которые с ее помощью смогут ориентироваться при выборе товаров и услуг, предлагаемых предпринимателями.
Потребитель, имея доступ к карте, сможет определить по определенным показателям выявленных нарушений, к примеру, какая прачечная, гостиница, ресторан и другие объекты предпринимательской деятельности наиболее безопасны в части пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности и по иным показателям.
На наш взгляд, данная "Карта проверок" станет рычагом повышения конкуренции, уменьшит количество допускаемых нарушений и ограничит вмешательство государственных органов в деятельность предпринимателей.
Я думаю, что эта система в этом году уже заработает. Это будет достаточно серьезно дисциплинировать тех предпринимателей, которые нацелены на контакты с населением.
Кроме того, по нашей инициативе законодательно усилена ответственность за проведение незаконных проверок. Закон "О борьбе с коррупцией" дополнен пунктом, согласно которому грубые нарушения требований к организации и проведению проверок в отношении субъектов частного предпринимательства будут являться коррупционными правонарушениями.
К примеру, к ним относятся: отсутствие акта о назначении проверки, непредставление проверяемому субъекту акта о назначении проверки, проведение проверки без регистрации акта о назначении проверки в органах по правовой статистике и специальным учетам, когда такая регистрация обязательна и другие.
Данная норма станет существенным сдерживающим фактором, предотвращающим совершение должностными лицами контрольно-надзорных органов грубых нарушений порядка проведения проверок.
В части уголовного процесса, в новом Уголовно-процессуальном кодексе предусмотрен пункт 2 стать 122, обязывающий орган уголовного преследования в течение суток уведомлять прокурора о принятом решении касательно направления требования контрольно-надзорным органам о проведении ревизии или проверки в деятельности субъекта частного предпринимательства.
Данная мера позволит прокурору своевременно проверять законность и обоснованность принятого решения. В ранее действовавшей редакции Уголовно-процессуального кодекса отсутствовал вышеуказанный механизм уведомления прокурора, что не позволяло своевременно выявлять незаконные проверки, назначаемые органами уголовного преследования.
- К сожалению, в Казахстане регистрируется достаточно большое количество детских суицидов. Какая работа проводится органами прокуратуры в этом направлении? Какая ситуация складывается сейчас в стране?
Вопросы детского суицида находятся на особом контроле органов прокуратуры. В 2014 году количество оконченных случаев суицида среди несовершеннолетних снизилось на 24,4% - 189 против 250 за 2013 год. Кроме этого, на 14,5% уменьшилось число попыток суицида - с 591 до 505. Сегодня по этому вопросу с нами активно сотрудничает международный детский фонд ЮНИСЕФ. Решен вопрос о достоверной регистрации случаев детского суицида, разработаны мероприятия для профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Казахстан пока остается в зоне риска по суицидам не только подростков, но и взрослых, но у нас наметилась хорошая тенденция. Я думаю, что общими усилиями нам удастся эту ситуацию переломить. Как правило, детей толкают на этот шаг банальные причины: неразделенная любовь, что-то кто-то не так сказал, какая-то детская обида.
Поскольку в рамках доследственной проверки невозможно установить истинные причины совершения детьми самоубийств, в первоначальной период после трагедии родители и близкие ребенка не всегда идут на контакт, принято решение о возбуждении уголовного дела по каждому факту детского суицида. Это сложная работа, но для нас очень важно убедиться, что не было насильственной смерти или доведения до самоубийства. Это необходимо хотя бы для того, чтобы предупредить в будущем подобные случаи. Если подтверждается факт суицида, дело прекращается, но материал, собранный по этому уголовному делу он, с точки зрения анализа причин, бесценен, ведь следователем опрашиваются все, кто так или иначе контактировал с ребенком, детально восстанавливаются последние дни, какие события предшествовали этой трагедии.
Оценивая реальное положение дел, мы видим, что сегодня необходимо создание системы доступа каждого нуждающегося ребенка к квалифицированной помощи школьного психолога, повышение уровня и качества организации этой работы.
В первую очередь требуется принятие мер по организации и координации обучения специалистов, непосредственно занимающихся профилактикой суицида среди несовершеннолетних, а также осуществляющих работу по реабилитации детей с высоким риском суицидального поведения.
Нельзя обсуждать вопросы, связанные с профилактикой суицида среди детей, без учета психологической атмосферы в их семьях.
Отсутствие родительского внимания, в том числе для сглаживания конфликтных ситуаций, в которых оказался ребенок, нередко является причиной возникновения у несовершеннолетних суицидального поведения. Поэтому, в первую очередь, необходимо уделить внимание повышению грамотности родителей для того, чтобы они понимали, в каком состоянии пребывает их ребенок и как при этом с ним нужно общаться.
- Часто прокуратуре приходится вмешиваться в трудовые отношения граждан и разрешать сложные вопросы, касающиеся задержки выплаты заработной платы или несоблюдения условий труда. Какая тенденция наметилась в данной работе?
Работа по защите трудовых прав граждан проводится постоянно, этой работе уделяется большое внимание главы государства, правительства. Когда мы говорим о невыплате или задержке заработной платы, то здесь прокуроры применяют все инструменты, которые только могут быть. Ни одно сообщение о росте социальной напряженности на предприятиях не остается без нашего внимания. В течение 2014 года органами прокуратуры выявлено более 80 тыс. нарушений трудовых прав граждан, внесено около 2,5 тыс. актов прокурорского надзора. По ним к различным видам ответственности привлечено свыше 4 тыс. лиц (к дисциплинарной – 2 158 лиц, к административной – 2 105 лиц), возбуждено 5 уголовных дел.
Анализ показывает, что основным источником недовольства работников является несвоевременная выплата заработной платы. Мерами, принятыми органами прокуратуры, удалось добиться устойчивого снижения долгов по зарплате в проблемных предприятиях. На начало 2010 года сумма задолженности составляла 4,6 млрд тенге перед свыше 18 тыс. работниками. В настоящее время задолженность по заработной плате снизилась более чем в 6 раз и составляет 735 млн тенге перед 4,6 тыс. работниками.
В течение 2014 года в 92 проблемных предприятиях полностью погашена задолженность на общую сумму 1,1 млрд тенге.
Помимо задержки зарплаты причинами недовольства являются вопросы ненадлежащего обеспечения условий труда. В 2014 году органами прокуратуры проведена проверка применения трудового законодательства в части соблюдения законности при случаях производственного травматизма в деятельности уполномоченных органов и хозяйствующих субъектов крупного предпринимательства.
Проверкой выявлены многочисленные нарушения законности. Установлено более 2,5 тыс. несчастных случаев на производстве, о которых не сообщено инспекциям труда, в том числе о случаях с летальным исходом.
Отдельными субъектами крупного предпринимательства не принимались меры по обеспечению нормальных условий труда, люди вынуждены были работать в условиях каждодневной реальной угрозы жизни и здоровья. Сейчас мы входим в полосу достаточно серьезного кризиса в связи с тенденциями, которые происходят на мировых рынках. Понятно, что с учетом снижения цен на нефть корректируется правительственный бюджет, в отдельных предприятиях Казахстана могут возникнуть определенные финансовые проблемы. Для нас очень важно, чтобы эти проблемы не сопровождались задержками или невыплатами заработной платы. За каждым человеком, которому не выплачена заработная плата, стоят еще члены его семьи. От этого зависит и показатель преступности, если у людей не будет возможности содержать себя и свою семью, это может толкнуть их на преступления.
- Вы сказали, что особое внимание органами прокуратуры уделяется защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. Расскажите подробнее, какая работа была проведена в последнее время по данному вопросу.
- Особое внимание уделено обеспечению имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2014 году в ходе проверок выявлены факты присвоения денежных средств детей-сирот, неполучения ими причитающихся пособий и алиментов, а также нарушение их жилищных прав. Всего по результатам проверок возмещен ущерб и выплачено денежных средств сиротам на сумму около 24 млн тенге.
Напомню, что по инициативе генеральной прокуратуры в 2013 году в законодательство внесены изменения, предоставляющие нуждающимся детям-сиротам первоочередное право на получение жилья из государственного жилищного фонда. После принятия поправок с июня 2013 года по декабрь 2014 года свыше 1300 сирот получили жилье от государства. За период 2006-2012 годы получили квартиры всего 784.
- В Казахстане общественность все чаще высказывает обеспокоенность по поводу заявлений зарубежных политиков или общественных деятелей о территориальной целостности нашей страны. Какие меры может принять государство в таких ситуациях по отношению к гражданам другой страны? Какая реакция может последовать в рамках существующего законодательства со стороны Казахстана?
- Международное сообщество достаточно давно вырабатывает определенные системы защиты территориальной целостности, независимости государств и основных человеческих ценностей. Есть инструменты ООН, международных организаций, принято много документов, договоров. Все это направлено на то, чтобы обеспечивать инструментами защиты те государства, которые могут пострадать от подобного рода действий.
Нужно понимать, что есть международные суды, в том числе уголовные суды, которые работают достаточно активно. Казахстан в данном случае не стоит особняком, у нас большинство международных договоров, требований международных конвенций, имплементировано в действующее законодательство. Безусловно, наши законы имеют правовые инструменты защиты страны и мы вправе апеллировать к любому государству, чтобы предотвращать действия, которые на наш взгляд противоречат международным принципам общения государств между собой, в том числе, когда речь идет о таких важных вопросах как территориальная целостность и независимость.
В каждом случае нужно рассматривать, наверное, определенную канву событий, уголовное преступление предполагает наказание не за мысли или какие-то конкретные идеи, оно допустимо тогда, когда эти мысли и идеи ведут к определенным активным действиям. Например, если они побуждают отдельных граждан, отдельные группы лиц к каким-то противоправным действиям, то в этих случаях действует уголовное наказание. Я думаю, что Казахстан уже достаточно серьезно высказался и дал понять определенным политикам из сопредельных государств о том, что с точки зрения международного права и общения между государствами, с точки зрения добрососедских отношений, подобные высказывания недопустимы.
- В одном из интервью Вы сказали о том, что некоторые граждане, которые распространяют слухи способные негативно сказаться на экономике страны, ошибочно надеются сохранить анонимность. Чего может стоить необдуманное мнение или поступок в интернете, включая, например, высказывания, направленные на разжигание межнациональной розни? На сколько сложно регулируется данный сегмент?
- Долгое время считалось, что интернет - это пространство, которое не подлежит контролю. На мой взгляд, мнение о том, что интернет должен быть свободной зоной, абсолютно лишено какого-то смысла и логики, потому что все, что так или иначе касается общественных отношений, должно обществом и людьми контролироваться и регулироваться. Да, понятно, что возникает вопрос насколько далеко должно заходить государство в регулировании общественных отношений, но это другой вопрос.
Я абсолютно уверен, что общество имеет право поставить перед государством вопрос о том, что и интернет должен контролироваться и преступные действия в сети должны пресекаться. Если еще несколько лет назад превалировал другой взгляд на этот вопрос, то сейчас он поменялся. Мы видим, что многие государства мира, прежде всего развитые, принимают активные меры для того, чтобы иметь возможность пресечения преступных действий в интернете.
Для нас важно пресекать призывы к терроризму, экстремизму, это все ведет к разрушению самых основных ценностей казахстанского общества, государства. В Уголовном кодексе, который вступил в действие с 1 января, есть специальная статья, которая посвящена распространению слухов. Это сделано для того, чтобы предотвращать в обществе панику, которая может приводить к очень серьезным последствиям для экономики страны, отдельных регионов, предпринимателей. Если эти слухи намеренно распространяются, если они похожи на хулиганское действие с целью обрушить определенные рынки, то это должно подвергаться наказанию. Если кто-то использует для этого социальные сети, мессенджеры или другие сервисы, которые дает интернет, он должен очень четко для себя понимать, что быть анонимным в интернете уже невозможно. Есть очень много способов, чтобы понять, кто этот человек и рано или поздно прийти к нему с очень серьезными претензиями и обвинениями.
Каждый человек должен действовать в интернете точно так же ответственно с точки зрения общечеловеческой морали, как он действует в своих отношениях с людьми в материальном мире.
Что касается межнационального согласия, то мы каждый конфликт рассматриваем, анализируем, если это случается, стараемся сразу очень жестко пресекать. Межнациональное согласие - это одна из основных ценностей казахстанского общества.
Казахстану пока не удалось добиться экстрадиции экс-главы БТА-банка Мухтара Аблязова. Есть ли какие-то подвижки в этом деле? На какой стадии рассмотрения экстрадиционный запрос нашей страны?
Генеральная прокуратура продолжит добиваться экстрадиции его в Казахстан с тем, чтобы он предстал перед судом, поскольку это является логичным завершением возбужденного в отношении М.Аблязова уголовного дела.
Если какая-то страна официально откажет нам в экстрадиции М.Аблязова, то мы предложим ей самостоятельно провести уголовный процесс в отношении него по материалам, собранными казахстанскими правоохранительными органами. Этого требует один из принципов международного права, который коротко звучит как: "выдай или суди".
Мы ничего не скрывали и не скрываем от наших коллег. Мы уже сейчас готовы представить все материалы уголовного дела любой стране, которая испытывает в этом нужду или которая готова провести судебный процесс.
Однако, с моей точки зрения, крайне не логично для любой страны мира тратить деньги своих налогоплательщиков на процесс над казахстанскими преступниками, которые совершили преступление в Казахстане. Это большие деньги для любой страны.
Если говорить об уголовном деле М.Аблязова и его сообщников, то его объем составляет почти 2,5 тыс. томов и оно содержит материалы по более, чем ста эпизодам. Расследование и рассмотрение в суде хотя бы одного эпизода любого уголовного дела - процесс не одного дня и даже недели. В каждом таком процессе, кроме подсудимого должны принимать участие свидетели, эксперты, прокуроры, адвокаты. Нужно обеспечивать не только доказательства со стороны обвинения, но и присутствие всех этих лиц. Есть также масса процессуальных правил по отношению к соблюдению прав обвиняемого, которые также нужно соблюдать. В результате, очевидно, что это очень дорогостоящее мероприятие.
Запрос Казахстана на экстрадицию М.Аблязова из Франции до сих пор находится в Министерстве юстиции Франции и не передан компетентным органам, которыми в данном случае являются суды.
Но Казахстану также до сих пор не дали и отрицательного ответа, что позволяет нам надеяться на рассмотрение запроса.
Обращаясь к Франции, Казахстан основывается на многосторонних конвенциях ООН. В частности на конвенцию по борьбе с организованной преступностью, которая обязывает ее участников оказывать правовую поддержку и помощь странам, ведущим уголовный процесс против организованных преступных групп. В том числе и в вопросах экстрадиции.
Причем, на мой взгляд, нет никаких оснований, чтобы запросы Казахстана об экстрадиции отклонялись на основании вопросов соблюдения прав человека. Если Вы заметили, Казахстан за последние несколько лет имеет здесь значительный прогресс, что отмечалось многими представителями международных организаций, посещавшими Казахстан с целью инспектирования выполнения его обязательств в области прав человека.
Более того, мы имеем в своем активе за последние три года как минимум два решения Европейского суда по правам человека, который в обоих случаях отказал преступникам в возможности признать Казахстан страной, не соблюдающей права человека.
Казахстан намерен уважать и соблюдать права и обязанности других государств в вопросе экстрадиции М.Аблязова. Все разговоры о том, что если Франция выдаст его России или Украине, то он, чуть ли не автоматически, окажется в Казахстане, не имеют под собой никакого основания. Для последующей экстрадиции в Казахстан придется вновь пройти достаточно сложный экстрадиционный процесс, решение которого отнюдь не предопределено. В частности, невозможно не учитывать обязательства любой страны, если, например, она даст гарантии Франции не выдавать экстрадированное лицо без согласия Франции в третьи страны. И, обращаясь в этом случае с просьбой о выдаче, мы с понимаем и уважением будем относиться к таким обязательствам.
- Спасибо за интервью!
Январь, 2015
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна