В 2015 год Казахстан должен шагнуть с обновленным Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом и Уголовно-исполнительным кодексом. Обсуждение проектов Кодексов сейчас проходит в стенах парламента. Депутаты вносят первые правки в варианты разработчиков. О том, как проходит работа над Уголовно-исполнительным кодексом, который должен в значительной мере реформировать условия отбывания наказания заключенными, в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказала депутат мажилиса, член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Светлана БЫЧКОВА.
- Депутаты мажилиса одобрили во втором чтении проект Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) Казахстана. Однако в правительственный вариант депутатами внесен ряд изменений, в частности, не было принято предложение о запрете передачи посылок. С чем это связано?
- Основанием указанной меры в законопроекте, представленном разработчиком, являлась практика многих зарубежных стран, где, в связи с достаточно высокими уровнем материально-бытового обеспечения осужденных и развитой системы оказания дополнительных услуг, посылки не используются. Представляется, что у нас необходимость нормы о посылках также отпадет, но все должно осуществиться эволюционным путем, путем развития альтернативных условий для приобретения осужденными дополнительных продуктов и средств первой необходимости.
- МВД предлагало в среднем в три раза увеличить общую сумму месячного расхода осужденного для приобретения продуктов и средств первой необходимости. Осталась ли эта норма в проекте УИК, учитывая, что посылки не будут запрещены?
- Норма в проекте осталась в редакции разработчика.
- Расскажите подробнее, с какими еще правительственными предложениями не согласились депутаты?
- Речь идет в большей мере о доработке отдельных норм. В значительной степени переработана глава, касающаяся условий отбывания наказаний в учреждениях уголовно-исполнительной системы, прав и свобод осужденных к лишению свободы. Из законопроекта исключен ряд норм запретительного характера, которые излишне детализированы и по уровню регулируемых правоотношений не в полной мере соответствуют требованиям пункта 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан. Количество свиданий, дифференцированное в зависимости от вида учреждения и условий содержания, в целом, практически сохранено на уровне действующего закона.
- Разработчиками предлагалось отдельной главой проекта Кодекса определить порядок отбывания наказаний в виде лишения свободы в камерных условиях содержания. Поддержали ли депутаты эту норму?
- Соответствующие нормы в целом депутатами поддержаны, так как камерное содержание является шагом вперед в сравнении с действующей отрядно-барачной системой и используется в развитых пенитенциарных системах. Каждый человек имеет естественное желание к уединению, наличию личного пространства, что особенно важно в условиях учреждения уголовно-исполнительной системы. При этом камерное содержание не означает круглосуточную изоляцию человека в отдельной камере. Кроме того, камерное содержание заключенных создает оптимальные условия для индивидуализации процесса отбывания наказания, воспитательной и психокоррекционной работы с заключенными, обеспечения их безопасности при возникновении межличностных конфликтов.
- Как будет регламентировать свидания проект УИК?
- Действующий закон предполагает время длительных свиданий от 1 до 3 дней, что на практике определяется администрацией. Законопроект в редакции правительства содержит фиксированное время длительного свидания – 2 дня, при этом мотивом является исключение усмотрения администрации учреждения как коррупциогенного фактора.
- Какие новеллы есть в части условий отбывания наказания?
- Условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от вида учреждения уголовно-исполнительной системы. Дополнительно к положениям действующего закона, законопроектом вводятся нормы, предусматривающие дифференциацию условий отбывания наказания в тюрьме и колонии поселении (облегченные, обычные, строгие), а также льготные условия отбывания наказания в колонии особого режима.
- Какие изменения будут касательно несовершеннолетних? На что они направлены?
- В отношении несовершеннолетних в сравнении с действующим законом смягчены условия их содержания. Например, увеличилась сумма денег, которая может быть расходована на приобретение продуктов и предметов первой необходимости. Допускается оставление осужденного в соответствующем учреждении по его согласию до 21 года. Депутатами приняты также меры по выполнения требования правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, согласно которым запрещается помещение их в дисциплинарный изолятор. Нами предложены альтернативные реагирования на злостные нарушения порядка и условий отбывания наказаний несовершеннолетними, сочетающие кратковременную изоляцию без изменения условий содержания с применением мер воспитательного характера. Доработаны нормы об учебно-воспитательном процессе.
- Как регламентировано право осужденных на телефонные переговоры? Какие новшества предусмотрены в этой части?
- Телефонным переговорам посвящена отельная статья законопроекта. Новой в ней является норма о том, что администрация учреждения для поддержания социальной связи осужденного использует имеющиеся средства телекоммуникаций. Таким образом, предполагается, что при появлении соответствующих технических условий допускается использование более современных средств связи. Депутатами в статью внесено положение о возможности осужденных, находящихся в строгих условиях отбывания наказания, а также отбывающих меру взыскания в дисциплинарном изоляторе либо одиночной камере, иметь телефонный разговор не только в случаях смерти или тяжелой болезни супруга или супруги, близкого родственника, угрожающей жизни больного, стихийного бедствия, причинившем значительный материальный ущерб его семье, но и иных исключительных личных обстоятельствах.
- Какие, по Вашему мнению, самые значимые новеллы проекта УИК?
- Прежде всего – это статья, содержащая элементы прогрессивной системы как комплексного межотраслевого института уголовного и уголовно-исполнительного права, в процессе применения которого правовое положение осужденных меняется в зависимости от степени его исправления либо в сторону расширения, либо в сторону ограничения объема его прав. Депутатами сформирована отдельная статья об оценке поведения осужденного с целью индивидуализации его наказания. В соответствии с ней в период отбывания наказания с целью его индивидуализации будет осуществляется объективная оценка поведения осужденного на основе документированных материалов и четких критериев путем определения одной из шести "степеней" его поведения. Это явится основанием для изменения вида учреждения, в котором осужденный отбывает наказание, изменения условий отбывания им наказания в учреждении, в расширения прав, либо, в случае отрицательной характеристики, установлении правоограничений.
Следует также обратить внимание на нормы, связанные с вопросами взаимодействия уголовно-исполнительной системы с гражданским обществом в деле исправления и ресоциализации осужденных. В связи с этим общая часть дополнена соответствующей статьей. Для сохранения баланса между интересами общества и государства по наказанию виновных и соблюдению их прав и законных интересов при отбывании наказания дополнительно регламентированы механизмы общественного контроля - в отдельную главу выделены значительно доработанные нормы об общественных наблюдательных комиссиях, имеется глава о функционировании национального превентивного механизма.
Получили развитие положения о службе пробации, сочетающей функции контроля и оказания социально-правовой помощи осужденным и освобожденным лицам, что нашло отражение в предлагаемой самостоятельной главе общей части. Введена статья о компетенции местных исполнительных органов, в которой подробно регламентирована их работа по содействию деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, а также помощи в ресоциализации указанных выше лиц. В соответствии с задачами по созданию условий для трудоустройства осужденных доработаны статьи о различных видах их трудовой занятости, а также техническом и профессиональном образовании, и т.д.
- Работая над проектом Кодекса в рабочих группах, какую цель преследовали депутаты? На что направлен новый УИК?
- Направления совершенствования уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан установлены Концепцией правовой политики до 2020 года, являющейся программным документом, определяющим долгосрочный вектор развития правовой системы нашего государства. Целью, определенной концепцией для совершенствования сферы исполнения наказаний и иных мер правового воздействия, является приближение системы исполнения уголовных наказаний страны к общепризнанным международным стандартам. Как разработчик законопроекта, так и депутаты, внося изменения и дополнения в представленный правительством законопроект, исходили именно из этой цели.
При этом мы проводили работу по реализации конкретных мер достижения указанной цели, также определенных концепцией - создание условий для более широкого применения уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества с выработкой индивидуальных подходов при выборе вида и мер уголовно-правового воздействия; повышение эффективности мер, альтернативных лишению свободы, для чего требуется институциональное развитие специализированного органа, ответственного за исполнение таких мер; дальнейшее развитие содержания, форм и методов исправительно-воспитательного воздействия на осужденных на основе принципа индивидуализации исполнения наказания; решение проблем занятости осужденных к лишению свободы путем привлечения их к общественно-полезному труду и/или обучению, социальным программам ресоциализации либо иными формами социально-активной деятельности; наряду с обеспечением высоких требований к дисциплине и порядку в учреждениях уголовно-исполнительной системы, усиление мер по психолого-педагогическому обеспечению процесса исполнения наказаний; обеспечение безопасности личности, соблюдение прав и законных интересов лиц, отбывающих наказания; развитие механизмов общественного контроля; повышение качества медицинского обслуживания лиц, находящихся в местах лишения свободы, особенно системы профилактики их заболеваний; принятие системных мер, направленных на обеспечение целенаправленной государственной политики в сфере ресоциализации граждан, освободившихся из мест лишения свободы.
- Спасибо за интервью!
Апрель, 2014
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна