Председатель КНР, генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин в преддверие саммитов "группы двадцати" в Санкт-Петербурге и ШОС в Бишкеке рассказал в интервью "Интерфаксу" и СМИ ряда стран СНГ об ожиданиях Пекина от этих мероприятий.
— В ближайшее время состоится 8-ой саммит лидеров "группы двадцати" Санкт-Петербурге. Чего ожидает от него Китай?
— Это будет важная встреча с участием руководителей ведущих экономик мира, особенно на фоне недостаточной динамики роста мировой экономики и выявления всё новых глубинных последствий глобального финансового кризиса. Китайская сторона поддерживает то, что петербургский саммит ставит вопрос о стимулировании экономического роста и создании рабочих мест главной темой повестки дня, поддерживает укрепление партнерских отношений в рамках "двадцатки", усиление координации макроэкономической политики.
Среди задач, стоящих перед участниками "группы двадцати", хотел бы отметить следующие.
Во-первых, необходимо совместно проводить ответственную макроэкономическую политику. Это значит, прежде всего, хорошо выполнять свои обязательства, и предотвращать возникновение серьезных проблем в национальной экономике, наращивать при этом экономическую конкурентоспособность путем активных структурных преобразований. На этой основе все стороны должны укреплять сотрудничество в политической координации, создавать позитивные, а не негативные тенденции, общими усилиями противодействовать серьезным рискам и вызовам в сфере мировой экономики и финансов.
Во-вторых, поддерживать и развивать более открытую мировую экономику. Все страны мира должны четко и недвусмысленно выступать против протекционизма во всех его проявлениях, способствовать достижению предварительных результатов Дохийского раунда, защищать свободную, открытую и недискриминационную многостороннюю торговую систему. Следует укреплять интеграцию экономик разных стран мира путем формирования глобальной ценностной цепи, предотвращать сегментацию глобального рынка и раскол торговой системы, стремиться к взаимовыгодному развитию и всеобщей выгоде.
В-третьих, совершенствовать глобальное экономическое управление. Усилия "группы двадцати", на наш взгляд, должны сосредоточиваться на повышении представительности и права голоса государств с формирующимся рынком и развивающихся стран. Следует, прежде всего, в ближайшее время завершить реформу квот и управления, в том числе пересмотр формулы распределения квот МВФ и проведение очередного раунда пересмотра квот к январю 2014 года, а в 2015 году — пересмотр валютной корзины специального права заимствования в установленные сроки.
В-четвертых, нужно быть партнерами по развитию для развивающихся стран. "Двадцатка" должна, полностью выявляя собственные возможности, проявлять более сильную политическую волю в решении проблемы глобального развития, наладить более эффективные партнерские отношения в глобальном развитии, мобилизовать больше экономических ресурсов для преодоления трудностей в развитии.
— Как вы оцениваете работу России по подготовке и проведению нынешнего саммита G-20?
— Россия, будучи председательствующей страной "группы двадцати" в этом году, провела большую координационную работу среди всех стран-участниц по укреплению роли самой "двадцатки", стимулированию восстановления мировой экономики. Китайская сторона высоко оценивает огромную и результативную работу, проделанную российской стороной по организации нынешнего саммита, что красноречиво демонстрирует достойную роль и влияние крупного государства.
Китайская сторона всемерно поддерживает российских партнеров в проведении нынешнего саммита. Убежден, что под российским председательством и в результате общих усилий всех сторон петербургский саммит непременно пройдет плодотворно и станет одним из важных звеньев в цепочке развития "двадцатки", площадкой для укрепления взаимопонимания по сотрудничеству в "группе двадцати", и на нем будут выдвинуты новые идеи и инициативы по глобальному экономическому управлению.
— Что вы ожидаете от встречи с Владимиром Путиным в рамках петербургского саммита?
— Очень жду встречи в Санкт-Петербурге с моим старым другом, президентом Путиным. Во время мартовского визита в Россию я выразил надежду, что обе стороны должны воспользоваться этими уникальными возможностями ранних весенних дней и с полной отдачей работать на развитие двусторонних отношений и на дело мира. Я также выразил надежду на новые плоды.
С удовлетворением констатирую, что обе стороны активно претворяют в жизнь договоренности, достигнутые мной и президентом Путиным в Москве, и уже налицо прогресс по сотрудничеству в торгово-экономической, инвестиционной, энергетической, правоохранной областях, а также в сфере стратегической безопасности, военно-технического, межрегионального, гуманитарного и международного сотрудничества.
Предстоящая моя встреча с Президентом Путиным пройдет золотой осенью в сезон урожая. Как у нас говорят: цветут весной и созревают осенью. Мы с президентом Путиным вместе подведем итоги развития двусторонних отношений за период после мартовской встречи, наметим основные направления и задачи сотрудничества в разных областях на ближайший период, а также поприсутствуем на церемонии подписания целого ряда новых документов сотрудничества по линии ведомств и компаний двух стран.
Предстоящая встреча, несомненно, предоставит нам новую возможность на основе дальнейшего использования преимущества высокого уровня политических отношений, углублять многоплановое сотрудничество в практических сферах, активизировать взаимодействие в международных делах, поднять двусторонние отношения на новую высоту в интересах развития и возрождения двух стран.
— Безопасность и экономика — главные направления сотрудничества в рамках ШОС. Что, по dашему мнению, участникам ШОС необходимо сделать, чтобы лучше выполнять свои функции в сфере безопасности и экономики в будущем?
— В условиях сложной международной и региональной ситуации обеспечить стабильность и безопасность региона, содействие совместному развитию государств-членов было и остается задачами первоочередной важности для Организации на достаточно долгий период.
В сфере безопасности государства-члены должны продолжать твердо поддерживать усилия друг друга, направленные на обеспечение национальной безопасности и социальной стабильности, усиливать совместную борьбу против "трех зол" (экстремизма, терроризма и сепаратизма — ИФ) и наркопреступности. Должное внимание следует обратить на все более тесную связь между терроризмом и наркопреступностью в регионе. Борьба с терроризмом и борьба с наркопреступностью — это системная работа, которая должна проводиться параллельно. Китайская сторона считает необходимым наделить РАТС (Региональную антитеррористическую структуру — ИФ) ШОС антинаркотическими полномочиями, таким образом, усилив ее комплексные способности борьбы с наркотиками и терроризмом.
В сфере экономики надо всемерно продвигать практическое сотрудничество. Конечная цель наших совместных усилий по обеспечению безопасности и стабильности региона заключается в совместном развитии и процветании всех государств-членов. Стороны должны ускорить ход реализации совместных проектов в таких преимущественных областях, как транспорт, энергетика, телекоммуникация и сельское хозяйство, скорее рассмотреть вопрос создания Банка развития ШОС для разрешения вопроса в финансировании проектов и противодействия международным финансовым рискам. При этом ШОС следовало бы активизировать практическое сотрудничество и с другими многосторонними механизмами в регионе.
Китай неизменно поддерживает развитие ШОС. На протяжении долгого периода мы ведем активный обмен опытом в сфере правоохранения и безопасности с партнерами по Организации, предоставляем льготные кредиты для экономического сотрудничества, помогаем в подготовке специалистов, а также в самом тесном взаимодействии с другими членами работаем над преодолением негативных последствий международного финансово-экономического кризиса. Китайская сторона будет и впредь рука об руку с государствами-членами работать во имя прекрасного будущего ШОС.
— Скоро состоится 13-е заседание Совета глав государств ШОС в Бишкеке. Какие у вас ожидания от предстоящего саммита? С какими инициативами Вы выступите?
— За период своего существования ШОС сделала уверенные шаги в сфере политики, безопасности, экономики, гуманитарного измерения, а также в международном сотрудничестве, сыграла важную роль в обеспечении безопасности и стабильности региона, содействии совместному развитию, продемонстрировав большую энергию и жизненную силу. Более быстрое и эффективное развитие ШОС, содействие реализации ее целей стало общим стремлением всех государств-членов.
Бишкекский саммит ШОС проводится в то время, когда в международной и региональной ситуации произошли перемены. Во-первых, это глубокое регулирование мировой экономики, непрекращающиеся потрясения в регионе Северной Африки и Ближнего Востока, новая сложная ситуация вокруг афганской проблематики. Это все является новыми вызовами для региональной безопасности и стабильности, а также развития ШОС. С другой стороны, экономики с формирующимся рынком демонстрируют глубокий потенциал развития и широкие перспективы сотрудничества, что предоставляет ШОС новые возможности. Во-вторых, саммит проводится, когда официально вступил в силу Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС, что придает новый стимул для повышения уровня сотрудничества, наращивания возможностей противодействия различным угрозам и вызовам, а также для ускорения темпов превращения региона в территорию долгосрочного мира и совместного процветания. На саммите предстоит с учетом всех изменений в ситуации наметить план деятельности Организации на предстоящий период.
Я считаю, что для дальнейшего развития ШОС нам крайне важно продолжать руководствоваться Шанхайским духом взаимодоверия, взаимовыгоды, равенства, консультаций, уважения к многообразию цивилизаций и стремления к совместному развитию. Работу Организации надо вести по двум направлениям. Это совершенствование развития ШОС, внутреннее укрепление Организации, повышение эффективности сотрудничества ее членов. С другой стороны, нужно развивать партнерскую сеть, для чего необходимо стимулировать сотрудничество с наблюдателями и партнерами по диалогу, сообща добиваться развития региона в целом. Прежде всего, нужно продвигаться в направлении обеспечения безопасности, развития экономики и улучшения благосостояния народа, как это предусмотрено в Основных направлениях стратегии развития ШОС на среднесрочную перспективу.
На предстоящем саммите по этим и другим вопросам я выскажу мнения и соображения китайской стороны, готов выслушать ценные мнения других коллег. Уверен, что при общих усилиях всех государств-членов, саммит достигнет ожидаемых результатов, открыв совершенно новую страницу развития Организации.
— Как вы можете прокомментировать некоторое замедление темпов роста китайской экономики? Каковы, на ваш взгляд, перспективы ее развития? Можно ли ожидать, что в Китае будут приняты новые стабилизирующие меры для роста экономики?
— Положение дел в китайской экономике в целом благоприятное, рост ВВП за первое полугодие текущего года составил 7,6%. Такой уровень по сравнению с другими странами мира является достаточно высоким. Если бы мы продолжили прежние формы развития, вполне смогли бы выйти на еще более высокий рост. Тем не менее, мы выбрали макроэкономическую политику твердого и неизменного проведения экономической реструктуризации, продвижения трансформации и модернизации формы развития экономики. Мы сознательно пошли на определенное снижение темпов роста, чтобы коренным образом решить вопрос о развитии экономики с точки зрения долгосрочной перспективы. Так что нынешние темпы роста являются результатом полезной корректировки.
Говоря конкретно, из 7,6% роста на внутренний спрос приходится 7,5%, положительное сальдо по текущим счетам сохраняется в общепризнанном рациональном диапазоне. Вместе с тем внимание уделяется вопросам совершенствования политики социального обеспечения, стабилизации и расширению трудоустройства, в результате чего за первое полугодие было создано 7 млн. 250 тыс. новых рабочих мест. Правда, мы сталкиваемся с некоторыми трудностями, такими, как задолженности местных властей, избыточная производительность в отдельных отраслях и т. д., но все эти проблемы находятся в контролируемых пределах, и мы сумеем с ними справиться.
Китай — вторая по объему экономика мира, имеется высокая степень интеграции экономики нашей страны с мировой экономикой. Китайская экономика своим развитием внесла и продолжает вносить весомый вклад в оживление мировой экономики. Для мировой экономики же, несомненно, выгоднее видеть Китай с более устойчивой, качественной и перспективной экономикой. А мы со своей стороны обладаем необходимыми условиями для того, чтобы обеспечивать устойчивое и здоровое развитие экономики, формировать обширный рынок и пространство развития для стран мира, и вносить больший вклад в развитие мировой экономики.
Сентябрь, 2013
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна