20 лет в Казахстане функционирует Информационно-учетный центр (ИУЦ), который изначально был создан для учета результатов приватизации. В настоящее время, помимо прочего, центр работает и в качестве участника рынка ценных бумаг, и в качестве оператора депозитария финансовой отчетности, и программного разработчика. Об основных итогах деятельности ИУЦ агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал его руководитель Жанасыл ОСПАНОВ.
- Первоначально ИУЦ начинал с анализа результатов приватизации. Какие итоги этого важного для Казахстана процесса по истечении 20 лет вы могли бы подвести?
- Да, в этом году ИУЦ отмечает двадцатилетний юбилей с момента своего основания.
Информационно-учетный центр, ныне акционерное общество с аналогичным названием, был создан 2 ноября 1993 года, как отдел при государственном комитете Республики Казахстан по государственному имуществу в соответствии с национальной программой разгосударствления и приватизации на 1993-1995 годы. ИУЦ представлял собой специализированную государственную структуру, созданную для организационного обслуживания процесса приватизации, создания рынка ценных бумаг на базе единого информационного пространства с помощью современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций.
Изначально основным назначением ИУЦ было осуществление учета продажи акций приватизируемых предприятий, автоматизированное обеспечение процесса разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан.
Именно в это время (1994 год) были сделаны первые серьезные шаги к формированию рынка ценных бумаг. Бывшие госпредприятия акционировались и продавались посредством купонных и денежных аукционов. Основными покупателями выступали в то время инвестиционно-приватизационные фонды.
В этот период ИУЦ создает свою первую электронную программу по учету, принятию, хранению и ведению реестров приватизированных предприятий за приватизационные купоны.
Результаты 22 купонных аукционов, где были приватизированы 1707 организаций, хранятся в специальной базе данных и используются для подготовки ответов на обращения граждан, заинтересованных органов и организаций.
В 1995 году министерство финансов выдало ИУЦ лицензию как профессиональному участнику рынка ценных бумаг, осуществляющему посреднические операции на рынке ценных бумаг, являясь при этом членом Центрально-азиатской фондовой биржи, Международной Казахстанской фондовой биржи, Ассоциации брокеров и дилеров, а в настоящее время – членом Казахстанской фондовой биржи.
Это позволило использовать еще один из инструментов приватизации – открытую продажу акций приватизируемых акционерных обществ через организованный рынок ценных бумаг – фондовую биржу. За все это время ИУЦ реализовал на торговых площадках фондовой биржи более 120 государственных пакетов акций, в том числе таких акционерных обществ, как "Восточно-Казахстанский медно-химический комбинат", "Корпорация "Казахмыс", "Казцинк".
В 1997 году перед ИУЦ была поставлена новая задача: обеспечить учет государственной собственности, в целях контроля за ее использованием.
Для решения этой задачи ИУЦ были организованы и проведены мероприятия по созданию Реестра государственных предприятий и учреждений, юридических лиц с участием государства в уставном капитале (ГосРеестр). Была проделана емкая по времени и техническому исполнению работа по своду данных о более чем 34000 юридических лиц с участием государства. Но она этого стоила. В настоящее время систематизированы объекты учета по осуществляемым ими видам деятельности, территориальному расположению, организационно-правовой форме, органам их государственного управления. Появилась возможность проследить за сделками купли-продажи, наличием обременения, финансовым состоянием предприятий и результатами финансово-хозяйственной деятельности.
Всего за период с 1991 по 2008 годы осуществлена приватизация свыше 39 тысяч объектов государственной собственности, из них: 3 709 госпакетов акций акционерных обществ, более 36 тысяч имущественных комплексов, объектов недвижимости, незавершенного строительства и прочих объектов.
В период 2001-2008 годы правительством были приняты три среднесрочные отраслевые программы повышения эффективности управления государственным имуществом и приватизации. Последняя трехлетняя программа предусматривала разработку закона "О государственном имуществе", который был принят 1 марта 2011 года и дал новый импульс в повышении эффективности управления государственным имуществом.
На законодательном уровне был закреплен учет государственного имущества и статус единого оператора в сфере учета государственного имущества, его функции и полномочия. В соответствии с постановлением правительства от 15 июля 2011 года N802, акционерное общество "Информационно-учетный центр" определено единым оператором в сфере учета госимущества.
- Затем вы перешли к анализу эффективности госсобственности?
- Как известно, одним из важнейших условий эффективного управления государственной собственностью является владение полной информацией о ее состоянии.
Начиная с 1998 года в Казахстане организован учет юридических лиц с участием государства посредством ведения Реестра государственных предприятий и учреждений, юридических лиц с участием государства в уставном капитале. Однако ГосРеестр в том виде, в каком он был сформирован к моменту принятия закона о госимуществе, не охватывал весь спектр государственного имущества, а только его часть, и поэтому не было целостной картины о составе и стоимости государственного имущества. Закон "О государственном имуществе" и направлен на решение этой задачи.
Концепция построения единого реестра основывается на том, что все имущество (недвижимость, оборудование, транспорт, денежные средства, ценные бумаги и т.д.) закрепляется на балансах юридических лиц. Организовав учет государственных юридических лиц (государственных предприятий и государственных учреждений), государство получает возможность контролировать наличие и использование этого имущества.
Таким образом, законом о госимуществе расширяется перечень объектов учета государственной собственности. В связи с чем, ИУЦ сейчас активно работает над тем, чтобы в едином реестре наряду с уже имеющейся информацией обеспечить учет имущества (недвижимости, транспорта и др.), закрепленного за государственными юридическими лицами, земельных участков, находящихся в землепользовании, объектов национального культурного достояния и интеллектуальной собственности, принадлежащих государству.
При этом, по мере автоматизации систем учета дополнительных видов (категорий) госимущества в отраслевых государственных органах и готовности их к интеграции с единым реестром, перечень объектов учета будет дополняться путем включения их в Правила ведения единого реестра, утверждаемых правительством Казахстана.
Информационные массивы единого реестра содержат сводные данные о количественных и качественных показателях различных групп объектов государственной собственности, актуализируемые на постоянной основе из реестров детального учета. Другими словами, информация из реестров детального учета различных видов госимущества, ведение которых осуществляется государственными органами соответствующих отраслей, в агрегированном виде по разработанным шаблонам передается в единый реестр.
Кроме того, туда же предоставляется в электронном формате по установленным формам управленческая и финансовая отчетность компаний, которая подписывается электронной цифровой подписью организации, что полностью исключает бумажный документооборот, а также коррупциогенность - в связи с отсутствием прямого контакта при сдаче отчета работником компании с сотрудниками государственных органов.
Для удобства работы с данными в сети интернет функционирует веб-портал реестра www.gosreestr.kz, который позволяет работникам центральных и местных исполнительных органов просматривать и использовать в работе информацию в отношении их подведомственных организаций.
Анализ эффективности управления государственной собственностью является прерогативой государственных органов и основывается на динамике изменения финансового состояния предприятия. Это вопрос министерства экономики и бюджетного планирования, Комитета государственного имущества и приватизации, отраслевых министерств и ведомств. ИУЦ, в свою очередь, только предоставляет госорганам инструмент - информационная система "ГосРеестр", в которой аккумулированы отчеты за несколько лет, для проведения такого рода анализа. При этом, в ГосРеестре разработан функционал "комплексная выборка", посредством которого работник госоргана может осуществить выборку из имеющихся там отчетов необходимые ему для анализа показатели.
- Вы мониторите доходы государства от владения долей в компаниях. Какова динамика этого процесса? Как пополнялась казна за счет владения долей в компаниях?
- Сам процесс мониторинга (анализа) дивидендов, внебюджетных поступлений в доход государства - это функция государственных органов.
Как я уже говорил, в ГосРеестре только собирается вся информация по объектам учета, в том числе о доходах государства от владения долей в компаниях с госучастием, информацию о которой ИУЦ предоставляет госорганам.
Могу только добавить, что отчисления в доход государства от владения долей в государственных компаниях из года в год растут.
- Отслеживает ли ИУЦ производственные программы компаний?
- Совместным приказом министра экономического развития и торговли и министра финансов в начале 2012 года утверждены структура, формы, перечень показателей планов развития контролируемых государством акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и государственных предприятий, которые в обязательном порядке предоставляются в ГосРеестр в электронном формате. Предоставляется и отчет по исполнению плана развития.
Анализируя показатели из форм отчетностей, представленных компаниями в ГосРеестр, можно отследить выполнение или невыполнение производственных программ, в том числе и показатели по инвестициям.
Так, согласно данным из казначейской системы, с которой ГосРеестр интегрирован в части получения сведений о деньгах, направленных на формирование и увеличение уставных капиталов государственных предприятий и АО/ТОО с госучастием, на капитализацию компаний в государственном секторе экономики и реализацию ими различных инвестпроектов в 2012 году было перечислено более 405 млрд тенге из государственного бюджета.
- Какой тренд преобладал в плане регистрации и функционирования компаний с госучастием? В настоящее время больше компаний с какой юридической формой - ТОО или АО?
- Вновь создаваемые компании с государственным участием в большинстве своем регистрируются и функционируют в форме акционерных обществ.
В тоже время, с развитием конкурентной среды в экономике республики, в последние годы и до настоящего времени проводится большая работа по передаче государственных предприятий, в зависимости от основного вида их деятельности, в конкурентную среду посредством приватизации или реорганизации, перерегистрации организационно-правовой формы из государственного предприятия (ГП) в ТОО или АО в зависимости от размера их уставного капитала.
На текущий момент в ГосРеестре зарегистрировано:
- по республиканской собственности - 152 АО и 37 ТОО. Но здесь необходимо иметь в виду, что в числе указанных АО находятся крупные организации – нацхолдинги и национальные компании ("Байтерек", "Самрук-Казына", "Казагро", "Зерде" и другие), в состав которых входят в свою очередь 807 дочерних и зависимых компаний в организационно-правовой форме АО или ТОО (так называемый "квазигосударственный" сектор);
- в коммунальной собственности – 74 АО и 554 ТОО.
Как видим, в республиканской собственности преобладают акционерные общества, в коммунальной – товарищества с ограниченной ответственностью, многие из которых в прошлом были государственными предприятиями.
- Как формируется план приватизации компаний с госучастием? Какую роль в этом процессе играет ИУЦ?
- План-график приватизации республиканского имущества, в том числе компаний с государственным участием, формируется Комитетом государственного имущества и приватизации министерства финансов по предварительному согласованию с отраслевыми государственными органами и агентством Республики Казахстан по защите конкуренции, а затем утверждается приказом министра финансов.
В начале текущего года ИУЦ разработал, а с мая обеспечил функционирование на веб-портале www.gosreestr.kz раздела "Электронный аукцион по продаже имущества". Он предназначен для проведения электронных аукционов по продаже объектов приватизации, отнесенных к республиканскому и коммунальному (областному и районному) имуществу, и обеспечения участия в таких аукционах физических и юридических лиц, зарегистрированных в системе и подавших в установленный срок электронные заявки для участия в торгах. Кроме того, с использованием данного раздела можно просмотреть информацию и материалы об объектах приватизации, в том числе отчеты по оценке рыночной стоимости государственного имущества, а также ознакомиться с текстами информационных сообщений о предстоящих электронных аукционах.
Доступ к базам данных по продаже объектов приватизации на электронных аукционах предоставляется физическим и юридическим лицам, а также продавцам государственного имущества (работникам уполномоченных государственных органов), при наличии у них электронной цифровой подписи, выданной Национальным удостоверяющим центром Казахстана.
В целях совершенствования процесса проведения электронного аукциона, до конца текущего года планируется реализовать возможность онлайн оплаты участниками торгов гарантийного взноса с использованием "платежного шлюза электронного правительства", а также исключить из Правил продажи объектов приватизации требование о предоставлении копий документов потенциальным участником электронного аукциона и оставить единственное условие для участия в торгах, которое будет автоматизировано в информационной системе – поступление на расчетный счет продавца гарантийного взноса, перечисленного участником электронного аукциона.
- Как функционирует система оценки рисков в госкомпаниях? Как вы оцениваете эффективность функционирования компаний с госучастием? Какие меры принимает ИУЦ при нахождении компании за пределами шкалы рисков?
По поручению Комитета государственного имущества и приватизации в 2009 году ИУЦ разработал и внедрил в ГосРеестр функционал автоматического распределения по группам риска республиканских государственных предприятий, акционерных обществ (товариществ с ограниченной ответственностью), контрольные пакеты акций (доли участия) которых отнесены к республиканской собственности, в зависимости от определенных критериев, так называемую Систему управления рисками (СУР).
При определении группы риска система опирается на следующие показатели:
1)финансовый результат;
2)превышение доходов от не основной деятельности над доходами от основной деятельности;
3)увеличение фонда оплаты труда при получении убытка в течение последних трех лет;
4)изменение балансовой стоимости основных средств объекта.
В результате оценки данных показателей каждому объекту мониторинга присваивается определенное количество баллов, исходя из которых определяется степень риска:
1)от 100 баллов и выше - 1 группа (высокого риска);
2)от 50 до 99 баллов - 2 группа (среднего риска);
3)от 0 до 49 баллов - 3 группа (низкого риска).
Для вывода результатов по оценке определенной организации с детализацией баллов по каждому критерию и отображения оснований для присвоения баллов в ГосРеестре разработан интерфейс: за определенный год, по региону нахождения, по форме собственности, по организационно-правовой форме.
Учитывая степень риска того или иного предприятия Комитет государственного имущества и приватизации может направить туда консалтинговую компанию с целью проведения комплексной проверки. По рекомендациям консалтинга Комитетом государственного имущества и приватизации по согласованию с отраслевым министерством принимаются решения об оставлении таких организаций в государственной собственности либо об их передаче в конкурентную среду либо о ликвидации.
В настоящее время ИУЦ проводит работу по адаптации данной Системы к плановым и отчетным показателям планов развития компаний, в связи с внесенными поправками в нормативные правовые акты.
- Помимо ведения реестра госкомпаний, какие задачи еще выполняет ИУЦ?
- Как я уже говорил, начиная с 1995 года ИУЦ является профессиональным участником рынка ценных бумаг.
В 1996 году была получена лицензия первой категории на осуществление брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, в 1998 году – лицензия на занятие брокерской и дилерской деятельностью с правом ведения счетов в качестве номинального держателя.
Номинальное держание ценных бумаг является принципиальной основой ведения учета в ГосРеестре государственных пакетов акций в акционерных обществах. Являясь номинальным держателем, ИУЦ осуществляет ведение счетов Комитета государственного имущества и приватизации, местных исполнительных органов и, регистрируя все права, связанные с государственными пакетами акций и проводимых с ними сделками, аккумулирует в одном месте всю информацию, постоянно актуализируя данные ГосРеестра.
В настоящее время в номинальном держании ИУЦ находятся более 275 пакетов акций акционерных обществ, общей номинальной стоимостью более 7,9 трлн тенге ($52,3 мрд). При этом ежегодно в системе номинального держания ИУЦ проводятся более 400 операций по движению акций.
Еще одно направление деятельности ИУЦ – формирование и ведение депозитария финансовой отчетности.
23 декабря 2008 года правительством Казахстана было принято решение о создании депозитария финансовой отчетности для организаций публичного интереса, которые согласно требованиям закона "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" обязаны сдавать в депозитарий свои годовые финансовые отчетности и аудиторские отчеты.
В результате ИУЦ сформировал базу данных организаций публичного интереса, к которым отнесены акционерные общества, финансовые организации, недропользователи, государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, а также организации с участием государства в уставном капитале, и обеспечил включение их аудиторских отчетов и финансовых отчетностей в базу данных депозитария.
Доступ к данным депозитария для сдачи отчетности в электронном формате, подписанной электронной цифровой подписью, и просмотра информации пользователями сети Интернет предоставляется круглосуточно с использованием интернет-ресурса www.dfo.kz.
Кроме того, портал депозитария является средством массовой информации, в связи с чем с 24 мая 2012 года, в соответствии с поправкам в законы об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, в депозитарий всеми акционерными обществами Казахстана предоставляются сведения о корпоративных событиях (о созыве общего собрания акционеров и результатах его проведения, о заключении крупных сделок и т.п.), для их размещения на интернет-ресурсе.
В настоящее время в депозитарии содержатся сведения о 3 444 организациях публичного интереса, которые предоставили в депозитарий 14 711 финансовых отчетностей, 6 206 аудиторских отчетов, практически ежедневно на сайте размещается информация о более 40 корпоративных событиях.
Для обеспечения полноты информации в депозитарии Кодексом "Об административных правонарушениях" за неисполнение, ненадлежащее исполнение или уклонение от предоставления необходимой информации в депозитарий предусмотрены различного рода штрафы, что, с одной стороны, дисциплинирует компании, а с другой – это один из источников пополнения государственного бюджета. В частности, за несвоевременное предоставление или не предоставление компаниями финансовой отчетности в депозитарий по итогам 2010 года судами вынесены постановления о наложении административных штрафов на сумму 59 млн 700 тыс. тенге, по итогам 2011 года - на сумму 22 млн 408 тыс. тенге.
Стоит также упомянуть о деятельности ИУЦ, связанной с автоматизацией различных бизнес-процессов, в частности, оказание услуг в сфере информатизации, а точнее по разработке, внедрению и модернизации программного обеспечения.
На сегодняшний день ИУЦ является разработчиком следующих информационных систем и электронных информационных ресурсов, реализованных с использованием веб-технологий: "Реестр государственного имущества"; "Депозитарий финансовой отчетности"; "Реестр договоров аренды имущества"; "Реестр объектов приватизации"; "Электронная база данных государственного мониторинга собственности"; "E-shares - веб-портал для управления лицевым счетом держателя ценных бумаг" и других.
Для выполнения всего комплекса вышеуказанных работ у ИУЦ имеется широкая филиальная сеть, представленная 19 отделениями, расположенными во всех областных центрах Казахстана, городах Астана, Алматы, Семей, Байконур, Жезказган.
- Как, по вашему мнению, развивается в настоящее время квазигосударственный сектор? Насколько эффективно функционирование компаний этого сектора и самих холдинговых групп?
- Квазигосударственный сектор, как и государственный, постоянно претерпевает изменения в своем развитии, в зависимости от состояния отечественной экономики, веления времени и поставленных перед компаниями задач.
Национальные компании и холдинги передают в конкурентный рынок непрофильные дочерние и внучатые компании, сосредотачивая свое внимание на основных видах деятельности. Постоянно совершенствуют методы корпоративного управления, добиваются неплохих результатов.
В настоящее время в республике реализуется программа "Народное IPO". Определен перечень акционерных обществ, акции которых будут предлагаться на продажу поэтапно - до 2015 года. Предприятия-участники "Народного IPO" входят в группу АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", а это четверть экономики страны, стратегические активы Казахстана: нефте- и газопроводы, электрические сети, железные дороги, электростанции, самолеты, морской флот.
Государство сохранит контроль над базовыми предприятиями - на продажу выставляются небольшие пакеты акций.
Для участия в программе отобраны компании, не имеющие значительной зависимости от конъюнктуры мировых цен на сырье. В числе первых реализуются акции таких компаний, как АО "Казтрансойл", АО "КЕGOC", АО "Эйр Астана", АО "Самрук-Энерго" и другие.
"Народное IPO" позволит повысить прозрачность "квазигосударственных" компаний и усилить общественный контроль за их деятельностью.
- Спасибо за интервью!
Август, 2013
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна