Решающим конкурентным преимуществом Казахстана может стать использование в стране новых опережающих технологий. Именно это может позволить нам находиться на шаг впереди других развивающихся экономик, высказал мнение генеральный директор компании "Верный капитал" Ерлан ОСПАНОВ в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан". Он также убежден, что в Казахстане очень много интересных возможностей для малого и среднего бизнеса, но инициатива предпринимателей отстает.
- Мировая экономика сбавила темпы восстановления, тенденция особенно заметна в еврозоне, а крупнейшие страны с развивающейся экономикой испытывают сложности в обеспечении роста инвестиций. Как эта ситуация может повлиять на инвестиционный климат Казахстана?
- Что касается мировой экономики, сказать, что однозначно кризис пройден, безусловно, нельзя. Еврозона испытывает трудности и будет еще испытывать, но уверен, что эти трудности пойдут еврозоне на пользу, это, если так можно выразиться, оздоравливающие трудности, и европейскими правительствами будут приняты оздоравливающие мероприятия. Я считаю, что будет рост в США, и они уже вошли в стадию роста, мы это видим даже по фондовым рынкам. По поводу Китая мое мнение сохраняется, это очень интересный, особняком стоящий рынок, и я бы, по большому счету, не говорил, что Китай будет испытывать какие-то трудности.
Инвестиционный климат Казахстана, конечно, благоприятный. Но всегда дело в деталях. Если разложить это все по пунктам: в Казахстане заложен прочный фундамент, созданы хорошие правила игры, задекларирован благоприятный налоговый режим, в частности, налоговые ставки, гарантии правительством стабильности – все это присутствует. Но когда мы уходим в исполнение всего того, что задекларировано, то здесь наблюдаются некоторые проблемы. И с этим бизнес сталкивается ежедневно. Например, нулевая ставка по НДС по реализации какого-то товара, описанная в Налоговом кодексе, - это закон, это должно быть исполнено. Но в реалии возмещения уплаченного НДС не происходит, или происходит, но с большим "скрипом". Почему? Потому что не описаны или неправильно прописаны механизмы такого возмещения. Я бы сказал так: налоговое администрирование находится не на должном уровне.
Сказывается также наличие коррупции. Да, государство с ней борется, но приходится констатировать, что это явление есть.
- Может Казахстан в этих условиях стать "тихой гаванью" для инвестиций?
- Потенциально, я думаю, да. Но когда это произойдет, не знаю. В настоящий момент Казахстан – это, скорее, не "тихая гавань", а бурно развивающийся регион. Со всеми вытекающими последствиями, со всеми своими "плюсами" и "минусами". Сегодня Казахстан – это регион с большими возможностями.
- Насколько законодательство республики благоприятно для привлечения иностранных инвестиций? Что, по-Вашему, возможно, требует корректировок или изменений?
- Одну из самых больших проблем с законодательством я назвал - это его администрирование, в частности, налоговое. И это только один пример. Бывает, что из-за недоплаченной 1 тыс. тенге или по ошибке налогового офицера блокируются все счета компании. Да, наши законы декларируют либеральные принципы, и законодательство у нас благоприятное по отношение к бизнесу. Но вот когда доходит до их исполнения, когда мы соприкасаемся с существующей бюрократической машиной, вот здесь явно требуются улучшения.
Еще один вопрос, над которым надо поработать - это инфраструктура, прежде всего, транспортная и энергетическая. Для иностранных инвесторов (вызывает трудности. – ИФ-К), скорее всего, это инфраструктура и наличие мелких проблем, которые нам нужно устранить. В частности, я имею в виду бюрократические препоны, сложность входа. Знаете, что, например, иностранцам сложно визу получить? А ведь бизнес-туристам в Казахстан въехать и остаться здесь на период более 3-х месяцев, тяжело. Потому что визу получить сложно. Вот такого рода мелкие нюансы накапливаются и создают определенный фон, который препятствует (приходу инвесторов. – ИФ-К). Это связано с недоработкой нашего законодательства. Оно в целом благоприятное, фундамент заложен очень хороший, но его нужно дорабатывать, законодательство нужно правильно администрировать.
- А как обстоят дела с реализацией отечественных инвестпроектов?
- Отечественным инвестициям мешает некая разбаланасированность. Пока высокие ставки по депозитам и кредитам будут сохраняться, будет сохраняться и определенный барьер для принятия решения об инвестировании в ту или иную сферу. Любой инвестор сравнивает риск и доходность. Если высокие ставки по депозитам, соответственно, у владельцев капитала меньше мотивации инвестировать в реальный сектор экономики.
- В какие отрасли в ближайшие годы будут активно вкладывать инвесторы, а какие менее интересны?
- Я буду говорить о том, что интересно нам. Нам интересно инвестировать в любые новые технологии. В Казахстане не хватает не только IT-технологий, но и других промышленных, химических, энергетических технологий, в которых мы нуждаемся. Казахстанская экономика нуждается в опережающих технологиях. Я имею в виду те технологии, которые позволят отечественным компаниям стать более конкурентоспособными.
Это то, что необходимо фундаментально для нашей страны, - привлечение в страну новых опережающих технологий. Вот это, я считаю, таким фундаментальным решающим конкурентным преимуществом, которым должны обладать новые инвесторы и которое должны приносить с собой. Казахстан находится в такой географической зоне, когда себестоимость производства продуктов выше, чем у конкурирующих соседних стран. Удаленность от рынка сбыта, маленькое население, доставка основных материалов и комплектующих тоже требуют затрат. Поэтому нам нужно использовать такие технологии, которые позволят идти нам на шаг впереди по сравнению с нашими конкурентами - те самые опережающие технологии. И в этом я вижу одну из наших задач.
- Согласны с тем, что Казахстан может стать крупным экспортером новых видов энергии?
- Я вижу, например, большой потенциал ветровой энергии в Астане. Безусловно, нужна инфраструктура, это дело не ближайшего будущего, но и не далекого, где-то в среднесрочной перспективе. Для того чтобы это реализовать, нужно решить несколько фундаментальных задач: одна из них упирается в технологии, другая – в деньги. Это капиталоемко, но с другой стороны требуются новые устройства с низкими капитальными и операционными затратами. Такие технологии уже есть. Задача – их сюда принести и здесь их использовать.
- В этом должно быть активное участие государства?
- С одной стороны, да. С другой стороны, может быть, потребуется поддержка какая-то (стимулирование, какой-то особый режим, поддерживающие меры). Может быть, будет так, что и денег особо и не потребуется (от государства. – ИФ-К), это можно будет сделать на деньги частников. Элементарно: Астана – это географическая зона, где почти постоянно дует сильный ветер, и это все можно использовать, это огромная энергия - кинетическая энергия пропорциональна квадрату скорости. Как только на 1 метр в секунду усиливается скорость ветра, у нас в квадрате увеличивается объем вырабатываемой энергии. И здесь весь вопрос только в технологиях – в так называемых преобразовательных устройствах и в хранении энергии.
- Предприниматели просят правительство создать самостоятельное министерство либо госагентство торговли, обосновывая тем, что сейчас система торговли в стране воспринимается как придаточный механизм экономики. Каково Ваше мнение по этому поводу?
- У нас экономика и так чрезмерно зарегулирована, поэтому я считаю, что не нужно такое министерство. Рынком должно руководить не министерство какое-то, а Ее Величество Конкуренция, это самый главный регулятор. Нужно создавать условия для того, чтобы торговля развивалась. Есть страны, в которых, например, нет НДС на импорт товаров, нет никаких ввозных пошлин, есть понятие "налог с продаж". Если говорить о торговле, то торговлю нужно каким-то образом стимулировать. Товар еще не продан, он только завезен в страну, но уже бизнесменов облагают разными налогами – и НДС, и еще какие-то сборы. О какой эффективности можно говорить, о каком стимулировании можно говорить?
Получается, что в тех отраслях, которые регулируются государством, конкуренция отсутствует или недостаточно высокая. Например, в такой инвестиционной отрасли, как аэропорты - около 80% тарифов на услуги аэропортов регулируются тем или иным образом государством. В телекоме тоже регулируются те или иные тарифы. Как можно говорить о развитии инфраструктуры, если государство все время ограничивает, регулирует, само принимает решение, какая должна быть маржа у той или иной компании? А ведь бизнесмены вкладывают деньги, они должны понимать, когда смогут их вернуть. Хорошо, это инфраструктура, это длинный проект, но, тем не менее, управляющие должны иметь какую-то свободу действий по установлению тех или иных тарифов. Я думаю, что эти тарифы должны регулироваться сами собой, в результате конкуренции, но никак не спускаться "сверху". Есть, конечно, желание правительства улучшить условия для потребителей, я с этим согласен абсолютно, но должен быть обеспечен какой-то баланс.
- Как Вы оцениваете в настоящее время развитие банковского сектора в стране? Какие тенденции можете отметить?
- Я думаю, банковский бизнес будет становиться более технологичным. Это, наверное, один из ключевых факторов успеха для развития банков в будущем – как можно больше применять информационные технологии, IT-технологии и мобильные технологии, и уходить от традиционной, экстенсивной, модели развития. Все больше и больше транзакций должно и будет проходить через интернет (мобильные платежи, мобильные пополнения, мобильные интерфейсы, электронные кассиры, платежные терминалы и так далее), многофункциональные банкоматы, которые выдают и принимают наличные и проводят разные транзакции по банковским операциям. Думаю, это основное будущее банков.
- Есть мнение, что экономика Казахстана сегодня очень сильно недофинансирована банками, что они лишь наполовину кредитуют реальный сектор экономики, и это тревожно... Вы согласны с этим? Нужно ли и можно ли изменить данную ситуацию? Каким образом?
- То, что экономика недофинансирована банками, наверное, это правда. И в этом виноваты не банки, скорее, сама экономика. У банков есть очень четкая кредитная политика, и они от этого отойти не могут. Банки – это финансовые институты, которые должны соблюдать строгие требования, которые прописаны еще Базельскими стандартами. Нет заемщиков, грубо говоря, таких, которых можно финансировать. И, как правило, банки финансируют компании уже на их высокой стадии развития, когда есть стабильное cash flow, когда есть залоги, тогда можно говорить о низких ставках процентных, каких-то стабильных условиях интересных. Я думаю, что недостаточна работа институтов развития, таких как государственные венчурные и private equity фонды, да и частных инвесторов, бизнесменов. Чтобы компания дошла до того состояния, когда она спокойно без проблем кредитуется банком, компания должна пройти определенную историю развития, когда в нее вкладывается инвестор на свой страх и риск, развивает, ставит на ноги, производство - на поток. Я думаю, проблема в этом. Во время кризиса очень много малого и среднего бизнеса, можно сказать, упало. Остались только "монстры", они и остались самыми лучшими заемщиками в банках.
- Возможно, государство слишком активное участие принимает, помогая реальному сектору?
- Нет, я думаю, что в данном случае государство выполняет роль спасателя, пытаясь развить какие-то новые отрасли. Но, я считаю, что наряду с государством должны все-таки и частные инвесторы этим заниматься. Государство в большей степени должно заниматься описанием каких-то правил игры и поддержкой. Только частный инвестор может оценить, насколько это эффективно или неэффективно. Он голосует своими личными деньгами.
- Каково Ваше мнение о проводимой государством пенсионной реформе и предстоящем едином управлении Нацбанком всеми пенсионными активами страны?
- Если государство решилось на такой шаг, я думаю, государственные мужи все очень правильно оценили. Наверное, государство преследовало цель сократить какие-то фиксированные затраты. Возможно, это правильно. Я считаю, что это положительный момент, то, что будут сокращаться, эти фиксированные затраты, и вместо нескольких управляющих компаний будет только одна.
Самое главное, чтобы в итоге не пострадали вкладчики. Но сокращение фиксированных затрат, я думаю, это именно им на пользу. И здесь нужно правильно придерживаться инвестиционной политики, которая была изначально прописана, или будет заново прописана в этом новом фонде (ЕНПФ. – ИФ-К) и в политике новой компании, управляющей пенсионными активами.
- Многие считают, что главная проблема в эффективности управления пенсионными активами в том, что недостаточно надежных инструментов инвестирования; что не те вопросы решаются изменением пенсионной системы таким образом…
- Определенная проблема здесь есть. Инвестиционная политика пенсионных фондов должна быть достаточно консервативной, соответственно, инструменты, в которые инвестируются деньги пенсионных фондов, тоже должны быть консервативными. А консервативные, надежные финансовые инструменты – это бумаги, выпущенные такими же мощными стабильными компаниями. Но это зависит от состояния экономики. Я думаю, что таких инструментов в Казахстане, конечно, недостаточно. В то же время ликвидность накапливается, и существуют запреты, по крайней мере, в нынешнем законодательстве для инвестирования в финансовые инструменты где-то за рубежом. Но для этого-то мы и говорим, что в первую очередь сама экономика должна расти, бизнес должен развиваться. Все начинается с самих бизнесменов.
- Слушая Вас, создается такое ощущение, что бизнес у нас в Казахстане какой-то ленивый, ждущий постоянно руку помощи…
- Нет, я не говорю, что все ленивые. Но очень много возможностей, возьмите просто Астану как город – очень много бизнес-возможностей для малого и среднего бизнеса, но почему-то вот инициатива бизнесменов немножко отстает. Я считаю, что нужно быть более активными, более позитивно настроенными, более смелыми. И не смотреть на ставки по депозитам в банках, когда легче просто положить на депозит деньги, и голова не болит, а нужно на себя брать риск, ответственность и идти в бизнес.
- Активная реализация программ по сокращению затрат во многих странах мира привела к резкому сокращению спроса на банковские продукты. Есть мнения о том, что это может привести к очередному финансовому кризису. Что Вы думаете по этому поводу?
- Совершенно верно. Как только мы начинаем сокращать потребление, соответственно, идет замедление какой-то экономики, одно с другим связано. Помните, как в итоге США решили свою проблему с рецессией? Они реализовали программу всеобщей занятости, они начали строить дороги и инфраструктуру и финансировать все это просто из денег государства. Просто всеобщая занятость. Люди начали тратить потихоньку деньги, и это заново запустило эту экономику.
- То есть, выход в том, чтобы в условиях замедления роста экономики государство больше трудоустраивало население?
- Я так понимаю, для этого и была создана "Дорожная карта" в Казахстане. Нужно стимулировать спрос для того, чтобы экономика росла. Тогда будет мультипликативный эффект.
- В последнее время активно обсуждает вопрос о возможном присоединении Казахстана к американскому закону о налоговом контроле иностранных счетов…
- Наверное, это оправдано. По тем данным, которые мы знаем из отрытых источников, большое количество денег уходит в теневую экономику.
- Представитель ООН недавно говорил о том, что для решения проблем с неограниченным перемещением капитала в мире потребуются более смелые реформы. Как это повлияет на развитие экономик и инвестиционного бизнеса?
- Я вот думаю про эффективность. Безусловно, это должно быть хорошо, теоретически. То есть, налоги нужно платить, но я не могу сказать, насколько эффективно это скажется на развитии экономик. Потому что есть страны, в которых очень высокие налоги, допустим, та же самая Франция ввела новые налоги, Канада. Это может быть неким ограничивающим фактором для дальнейшего развития (экономик. – ИФ-К). И все-таки, мы, допустим, Казахстан, для чего сделали такие низкие ставки налогов относительно других стран? Для того чтобы стимулировать активность здесь. И если тотальный контроль будет увеличиваться, с одной стороны – это, конечно, логично; но с другой стороны будет влиять на скорость развития в некоторой степени.
- Спасибо за интервью!
Июнь, 2013
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна