Обновлено: 28.03.2024, 17:30 (АСТ)

Президент АО "Центр развития трудовых ресурсов" Тамара ДУЙСЕНОВА:
УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В КАЗАХСТАНЕ МОЖЕТ ВЫРАСТИ ДО 13,7%, ЕСЛИ НЕ ПРИНЯТЬ СРОЧНЫЕ МЕРЫ


После пандемии COVID-19 будут восстанавливаться не только люди, но и экономика. Миллиарды людей по всему миру остались без работы, далеко не все предприятия сумеют оправиться после долгой остановки. Что ожидает Казахстан и какие меры нужны, чтобы минимизировать последствия, рассказала советник президента Казахстана - президент АО "Центр развития трудовых ресурсов" Тамара ДУЙСЕНОВА.

 

- Тамара Касымовна, каковы ваши прогнозы по развитию труда в Казахстане после пандемии? Очевидно, что очень многие предприятия, особенно малого и среднего бизнеса, не смогут вернуться к работе, и на рынок хлынет толпа безработных.

- Да, к сожалению, это вполне вероятно. В мире это уже происходит. По оценке Международной организации труда, 1,25 млрд работников или 38% мировой рабочей силы занято в секторах, которые в настоящее время сталкиваются с серьезным сокращением производства и высоким риском перемещения рабочей силы. Уже сейчас кризис коронавируса повлиял на 3,3 млрд работающих людей по всему миру.

В Казахстане, по прогнозам, кризис коснется не менее трети всей рабочей силы и, в первую очередь, 3,3 млн занятых в малом бизнесе. По предварительной оценке, на нашем рынке труда в краткосрочной перспективе ожидается сокращение, временное высвобождение и потеря доходов при оптимистическом сценарии у 1,3 млн человек, умеренном - 1,9 млн человек и при пессимистическом сценарии - 2,5 млн человек.

Если не принять срочных мер по предупреждению массовой безработицы и содействию занятости, уровень безработицы может вырасти с 4,8% до 13,7% - только при оптимистическом сценарии.

В любом варианте это приведет к серьезным экономическим трудностям. Поэтому сейчас очень важно принять дополнительные антикризисные меры, направленные на поддержку бизнеса, сохранение рабочих мест и, соответственно, доходов населения.

 

- Правительство Казахстана уже приняло ряд мер, направленных на преодоление кризиса. Вы считаете, этого недостаточно?

- Принятые меры своевременны и, бесспорно, конструктивны. Однако продолжающаяся пандемия и вынужденные карантинные меры усугубляют ситуацию и заставляют нас корректировать все наши планы.

Уже сегодня негативные последствия ощутили 156 тыс. компаний малого бизнеса. Это 67% от их общего числа. Социальные выплаты из госфонда социального страхования (42500 тенге, выплачивается гражданам, потерявшим доход из-за введения ЧП - ИФ-К) уже назначены более 4 млн человек (из них более 60% составляют лица, занятые в малом бизнесе), и заявления на получение выплаты продолжают поступать.

По нашим оценкам, при умеренном сценарии наибольшие сокращения или временное приостановление работ затронут: услуги по проживанию и питанию (70,2%), отдых и развлечения (68,3%), прочие индивидуальные услуги (64%), торговля (35%), транспорт и складирование (38,5%), строительство (35%). Поэтому необходимо в самое ближайшее время принять активные меры по поддержке высвобожденных работников и их возвращению на рабочие места, иначе это приведёт к росту неформальной занятости и безработицы.

С учетом накопленного опыта и применяемых в странах ОЭСР мер по выходу из кризиса, мы предлагаем реализовать ряд проектов.

В первую очередь, необходимо внедрить субсидирование оплаты труда работников малого, возможно с включением и среднего, бизнеса, при сохранении либо создании новых рабочих мест. Для компаний, работающих в таких секторах, как розничная торговля, социально-бытовые услуги, поддержка потребуется в течение 3 месяцев после окончания режима ЧП, поскольку они сумеют достаточно быстро восстановить свою деятельность. Такие отрасли, как туризм, индустрия развлечений, международные перевозки, будут восстанавливаться значительно дольше, и соответственно, им поддержка потребуется на более длительный срок - на 6-12 месяцев после окончания режима ЧП.

Размер субсидий на каждого работника должен быть установлен правительством. Полагаю, он не может быть меньше размера минимальной заработной платы, который выплачивается сегодня из госфонда социального страхования.

Предупреждая вопрос, поясню, возможно, это не так много, но надо учитывать и состояние экономики страны. Государство всегда может лишь то, что оно может. Не надо забывать, что это добавка к оплате труда работодателем, что одинаково выгодно и работодателю и работнику.

А чтобы избежать случаев недобросовестности, обязательным условием для выделения субсидий работодателю должна быть регистрация трудовых договоров через электронную биржу труда. Честному предпринимателю такая регистрация ничем не вредит, а в случае недобросовестности регистрация договоров станет гарантией для работников.

Кроме того, для стабилизации доходов граждан и расширении внутреннего спроса предлагается принять решение о государственном субсидировании обязательных пенсионных взносов за работников с невысокой заработной платой до конца 2020 года. Для этого надо определить сектора экономики и перечень видов деятельности, где будет применено субсидирование пенсионных взносов.

Предлагается также рассмотреть возможность предоставления субсидий на оплату труда для самозанятых в течение 3 месяцев после снятия режима ЧП, при условии их регистрации в качестве самозанятых и ИП на электронной бирже труда.

Еще одним видом поддержки, особенно для сельчан, может быть предоставление безвозмездных грантов (530 тыс. тенге, установленный программой занятости) на выращивание продукции растениеводства и животноводства. Это, с одной стороны, обеспечит занятость граждан, а с другой обеспечит семьи продуктами собственного производства.

Необходимо также рассмотреть возможность субсидирования оплаты труда лиц, участвующих в общественной работе, занятых на социальных рабочих местах и молодежной практике независимо от того, организованы ли они в организациях государственного или частного сектора.

 

- Будет ли этих мер достаточно?

- Безусловно, субсидировать до бесконечности зарплаты сотрудников в частном секторе государство не может и не должно. Но есть другие, вполне рыночные меры поддержки.

К примеру, проведение центральными и местными органами власти целевых закупок товаров, работ и услуг у отечественного МСБ. При этом при выборе поставщика возможно предоставление условной скидки в размере 10% от предложенной компанией МСБ стоимости товаров, работ и услуг.

Можно также рассмотреть возможность предоставления льготных кредитов субъектам МСБ на производство товаров, работ и услуг.

Еще одна мера - предоставление государственных гарантий для банков по выдаче кредитов компаниям МСБ.

Для стимулирования спроса у отечественных компаний можно использовать внедрение универсальной платежной карты – ID карты. Эта работа уже начата, и в течение 2020-2021 годов планируется перевести на такие расчеты порядка 4 млн человек – получателей государственных социальных выплат и льгот.

Каким образом эти карты помогут бизнесу? Выгодным для бизнеса может стать увеличение спроса путем установления скидок на товары, оплаченные ID картами, скажем – 10%. Такой механизм, кстати, еще и даст возможность провести мониторинг возврата выделенных средств в экономику.

 

- Эти меры направлены на поддержку действующего, и "пережившего" карантин бизнеса. Но есть и те, кто уже прекратил деятельность, вынужденно сократил часть работников. Как быть с ними?

- К сожалению, эти процессы тоже имеют место, вы правы.

Для решения задачи по трудоустройству людей, высвобождаемых или направляемых в отпуска без сохранения заработной платы, предусматривается реализация проектов с созданием временных рабочих мест (инфраструктурных, проектов по благоустройству и так далее). Важное условие - размер оплаты труда на таких рабочих местах должен составлять не менее 2 МЗП. При этом работодатели в обязательном порядке должны будут регистрировать трудовые договора на электронной бирже труда Минтруда.

Также нужно пересмотреть механизм выдачи микрокредитов, расширив категории получателей. Это, к примеру, люди, впервые открывающие свое дело, а также владельцы малых компаний, работающие на рынке не более одного года и реализующие стартап-проекты. При этом сумму микрокредита предлагается установить в размере до 3 млн тенге для села, 5 млн тенге для города, при условии завершения обучения и защиты своего бизнес-плана.

Хочу подчеркнуть, эти меры должны стать не просто пустым вложением государственных денег в частные компании. Наоборот, весь пакет предложений рассчитан на то, что каждый вложенный государством тенге вернется приумноженным в экономику за счет поддержания и последующего расширения производства, и сохранения доходов наших граждан.

 

- Спасибо за интервью!


Апрель, 2020
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close