Обновлено: 15.10.2019, 08:35 (АСТ)

Ведущий аналитик Wall Street Invest Partners Данияр ДЖУМЕКЕНОВ:
ВЫПЛАТА БАЗОВОГО ДОХОДА КАЗАХСТАНЦАМ МОЖЕТ СТАТЬ АЛЬТЕРНАТИВОЙ ТРАНСФЕРТАМ ИЗ НАЦФОНДА


По поручению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева бюджет начнет снижать свою зависимость от поступлений из Национального фонда и с 2022 года суммы гарантированного трансферта средств будут сокращаться. О том, насколько инициатива актуальна, к чему приведет сокращение объёма гарантированного трансферта и какие источники финансирования могут стать альтернативой, рассказал "Интерфакс-Казахстан" Ведущий аналитик Wall Street Invest Partners Данияр ДЖУМЕКЕНОВ.

 

- Как вы оцениваете решение президента постепенно снижать трансферты в бюджет из Нацфонда?

- Инициатива президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева по сокращению использования средств Национального фонда является крайне актуальной. Динамика поступлений и использования средств Национального фонда показывает тревожную картину. Это подтверждается информацией, опубликованной на модель странице министерства финансов Казахстана.

 

- Какой именно?

- Во-первых, после 2015 года обозначился явный негативный тренд снижения средств Национального фонда в тенге. В конце 2015 года средства фонда составляли 25,8 трлн тенге, однако через год средства снизились до уровня 23,9 трлн тенге. Во-вторых, за истекшее десятилетие наблюдается неуклонный рост в использовании средств Нацфонда. Например, в 2007 году было использовано 300 млрд тенге, а в 2017 году уже потратили 4,2 трлн тенге. В-третьих, начиная с 2014 года, наблюдается стремительное нарастание объемов гарантированных и целевых трансфертов. Пиковые значения в 2,88 трлн тенге гарантированного трансферта и дополнительных 1,53 трлн тенге целевого трансферта зафиксированы в 2017 году. За восемь месяцев текущего года использованный гарантированный трансферт приблизился к 2 трлн тенге, плюс дополнительно 370 млрд тенге из средств Национального фонда выделено на целевой трансферт. Тревожная ситуация налицо – впереди еще четыре месяца 2019 года. Падение мировых цен на сырьевые товары обостряет ситуацию.

 

- Как отреагирует на сокращение объема гарантированного трансферта рынок?

- Однозначно, сокращение объёма гарантированного трансферта приведет к сокращению государственных расходов по широкому спектру. В настоящий момент квазигосударственный сектор породил неповоротливость в управлении и повысил затратность в экономике. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объективно и справедливо отметил в послании, что нужно понять, "каков реальный вклад Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" в рост благосостояния народа за прошедшие 14 лет с момента создания фонда". Потребуется проведение беспристрастного анализа эффективности государственных холдингов и национальных компаний с привлечением независимых казахстанских экономистов, аналитиков, экспертов и СМИ.

 

- Какие источники финансирования могут стать альтернативой?

- Поиск альтернативных источников финансирования неразрывно связан с реализацией новой экономической модели развития. Источники альтернативного финансирования могут выступать как в денежной, так и вещевой формах. Во-первых, одной из опосредованных форм альтернативного финансирования является эффективное использование земельных ресурсов в стране. Во-вторых, снижение процентных ставок для физических и юридических лиц в Казахстане. Это предполагает проведение эффективной денежно-кредитной политики. Фокус надо делать на снижении процентных ставок.

В-третьих, является актуальным предоставление возможности использования гражданами части своих пенсионных накоплений на покупку жилья в Казахстане. Несмотря на мнения ряда скептиков, это способно породить мультипликативный эффект для развития экономики. Использование средств, аккумулированных в пенсионной системе, во благо экономики нужно доверить по праву исключительно самим гражданам. Многие проекты, ранее инициированные юридическими лицами, по сути, являлись убыточными. Прошлый негативный казахстанский опыт свидетельствует о потере, а зачастую и прямом воровстве пенсионных накоплений со стороны разнообразных, казалось, успешных компаний.

В-четвертых, учитывая масштабный рост патерналистских настроений в обществе целесообразно перейти к выплате безусловного гарантированного базового дохода всем, без исключения, гражданам Казахстана. При этом полностью отменить зачастую сомнительные выплаты адресной социальной помощи (АСП) в Казахстане.

 

- Какие проблемы решит выплата безусловного гарантированного базового дохода?

- Концептуально, выплата безусловного гарантированного базового дохода основана на стимулировании развития национальной экономики через призму приоритета выбора потребителей – граждан страны. Существующая экономическая модель, основанная на стимулировании госкомпаний и бизнеса, производящих товары и услуги оказалась оторванной от запросов реальных потребителей. В результате многие реализованные проекты простаивают из-за отсутствия рынков сбыта, а большинство проектов не достигли проектных показателей. В стране засилье импортных товаров и услуг. При этом Казахстан потратил огромные ресурсы и драгоценное время на фоне исчерпания природных ресурсов. Рьяные сторонники существующей экономической модели стремились к валовому увеличению стоимости квазигосударственных компаний и в результате создали неповоротливые конгломераты. При этом значения медианной и модальной заработных плат гражданам страны находятся на низких уровнях.

 

- Как можно решить эту проблему?

- Новая экономическая политика потребует модернизации экономических взаимоотношений в рамках выплат базового дохода. В частности, пилотно, можно отказаться от налога на добавленную стоимость (НДС) в пользу налога с оборота в рамках выплат базового дохода. Это не будет противоречить взаимоотношениям в рамках Евразийского экономического пространства. Появится возможность создания уникальной казахстанской технологии по администрированию выплат базового дохода и новых экономических взаимоотношений.

При переходе к выплате базового дохода всем гражданам Казахстана можно разрешить расходовать средства только в безналичной форме на покупку товаров и услуг у субъектов малого и среднего казахстанского бизнеса. При этом отменить большинство существующих затратных государственных программ по созданию рабочих мест и масштабных программ по поддержке бизнеса, ввиду их неэффективной реализации. Практика истекших десятилетий является наглядным подтверждением этого утверждения, на фоне роста коррупции.

 

-Какие меры еще можно принять для стабилизации ситуации?

- Сократить количество государственных компаний. Параллельно пересмотреть и отменить многочисленные субсидии во всех сферах из-за отсутствия результата, порождения затратной экономики и формирования условий для коррупционных проявлений. Многочисленные программы и презентационные мероприятия по стимулированию экспорта также не приводят к ожидаемым результатам. По результатам независимой экспертизы данные средства лучше перенаправить на выплату базового дохода всем гражданам Казахстана. Кто не нуждается в таких выплатах, может в соответствии с заявлением, отказаться от них в пользу нового национального благотворительного фонда. В любой момент этим людям предоставить обратное право на получение выплат базового дохода на основе заявления. Количество таких людей будет своеобразным KPI оценки стабильности и процветания Казахстана.

 

- Какой результат в итоге получит экономика?

- Это колоссальные резервы. Масштабы теневой экономики могут сократиться в разы, так как основные потребности людей будут прозрачно осуществляться в рамках выплат базового дохода. Развитие регионов получит дополнительный мощный импульс. Будет заложена основа для развития туризма. По сути, отпадет необходимость во всеобщем декларировании доходов со стороны населения, которое может отвлечь большие ресурсы из бюджета и привести к потере драгоценного общественного времени. Автоматически произойдет оптимизация государственной структуры управления, а сокращение работников произойдет безболезненно, ввиду существующих выплат базового дохода. Также отпадет необходимость в проведении регулярных переписей населения – это приведет к экономии бюджетных ресурсов и реальному развитию цифровой экономики. Конкурентоспособность экономики будет определяться выбором товаров и услуг со стороны казахстанского потребителя.

 

- Спасибо за интервью!


Сентябрь, 2019
© 2019 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр



КУРСЫ ВАЛЮТ

на 15 октября

  • 1 USD 389.62 KZT
  • 1 EUR 429.98 KZT
  • 1 RUR 6.06 KZT

По данным Национального банка Республики Казахстан

Error message here!

Show Error message here!

Close