Обновлено: 23.04.2024, 20:32 (АСТ)

Санитарный врач Гульнара КАКИМОВА:
ГРАМОТНО ОРГАНИЗОВАННЫЙ ДЕНЬ ШКОЛЬНИКА ПОВЫСИТ ЕГО НАСТРОЕНИЕ, САМОЧУВСТВИЕ И УСПЕВАЕМОСТЬ


В преддверии нового учебного года перед родителями встает непростая задача - собрать ребенка в школу. Какую выбрать форму, какой приобрести рюкзак, а также как организовать питание и режим школьника, чтобы ему было легче учиться, в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказала санитарный врач управления профилактики неинфекционных заболеваний филиала Научно-практического центра санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга Минздрава Казахстана кандидат медицинских наук Гульнара КАКИМОВА.

 

- Гульнара Сахиевна, подскажите, на что родителям следует обратить внимание при выборе формы и ранца?

- Правильно подобранная одежда имеет огромное значение для здоровья ребенка. При приобретении школьной формы важно помнить, что в этой одежде ребенок будет проводить 5–6, а то и больше часов. Необходимо правильно подбирать размер одежды и убедиться, что ребенку в ней удобно как в сидячем положении, так и при ходьбе.

Одежда не должна излишне стеснять движения ребенка, не должна быть слишком узкой, потому что тесная юбка или брюки приведут к болям в животе, а тесные рубашки и сарафаны могут нарушить дыхание. Поэтому в первую очередь школьная форма должна обеспечить сохранение детского здоровья и двигательную активность.

 

- Каким тканям отдавать предпочтение при покупке школьной формы?

- Одежда, в которой ребенок находится в образовательной организации длительное время, должна быть сшита из натуральных материалов, соответствующих требованиям биологической и химической безопасности согласно техническим регламентам. Рекомендуется выбирать ткани из натуральных волокон (шерсть, хлопок, лен, шелк) и вискозы, обладающих наилучшими гигиеническими свойствами, чтобы кожа у ребенка дышала, и не вызывала аллергические реакции.

Состав тканей должен быть следующий: верхний слой одежды состоит из не менее 35% натурального волокна или вискозы; подкладка, как второй слой, должна состоять на 100% из натурального волокна или вискозы; блузы и рубашки должны состоять из не менее 65% натурального волокна или вискозы.

Также выделяют критерии, обеспечивающие безопасность и качество школьной формы такие как, воздухопроницаемость, напряженность электростатического поля и устойчивость окраски.

 

- Есть ли какие-то требования к обуви школьника?

- Обязательно надо приобрести сменную обувь. Оптимальный вариант – изделия из натуральной кожи. Подошва должна быть гибкой, чтобы движения были не скованные.

 

- Не раз приходилось видеть, как первоклашка волочит по земле тяжеленный портфель. Поэтому многих интересует вопрос о том, как правильно выбрать школьную сумку, чтобы не навредить здоровью ребенка?

- Выбор ранца для первоклассника или ученика начальной школы – один из важных вопросов, который волнует каждого родителя. Как показывает мировая практика, большой вес школьной сумки (ранец, рюкзак) негативно влияет на здоровье детей.

Советуем выбирать ранец с жесткой ортопедической спинкой, который имеет специальный каркас, и должен быть жестким, равномерно распределяющим вес и давление на позвоночник, для поддержания спины ребенка в прямом положении, не деформируя позвоночник. Лямки должны быть широкими и из приятного на ощупь материала, ручки должны регулироваться по длине, и ребенок должен носить его только на двух лямках, на спине, при этом, не сдавливая поясницу и шею.

Размер и вес школьной сумки должен соответствовать росту и возрасту ребенка. Вес пустой школьной сумки не должен превышать 1 килограмм, со школьными принадлежностями - максимум 10% от общего веса ребенка.

К примеру, портфель учеников 1-3 классов должен весить до 1,5 - 2 кг, 4-5 классов – до 2-2,5 кг, 6-7 классов – до 3-3,5 кг, 8 - 11 (12) классов – до 4-4,5 кг.

При выборе также необходимо обращать внимание на такие детали как светоотражающие вставки, водителям будет легче заметить вашего ребенка во время перехода дороги в темное время суток или в плохо освещенной местности.

 

- Некоторые родители, отправляя ребенка в школу, кладут в ранец бутерброд или яблоко, считая, что ему достаточно перекусить, а полноценный обед он может съесть вечером дома. Правильно ли это?

- Период школьного обучения детей характеризируется интенсивными процессами роста детского организма, поэтому нарушение питания может привести к серьезным отклонениям в функционировании всех систем организма ребенка.

Кроме того, голодный ребенок не сможет нормально усвоить учебный материал, поскольку все его мысли будут связанны только с едой. Вот почему одним из важнейших заданий школы является обеспечение всех учащихся правильно организованным режимом питания.

При хорошо организованном питании в школе учащийся получает в столовой горячий завтрак или обед. При этом интервал между приемами пищи не должен превышать 3-4 часов. Поэтому лучше всего, если ребенок получит первый легкий завтрак дома, а в школьной столовой он сможет восполнить силы вторым завтраком или обедом, а после занятий скушать полдник и ужин. Если ребенок после занятий посещает группу продленного дня, то школьное питание должно включать в себя еще и полдник.

Пищевой рацион школьника должен быть сбалансированным, разнообразным и удовлетворять энергетические потребности детского организма, связанные с его развитием и ростом, с повышенной эмоциональной или физической нагрузкой, с изменениями условий внешней среды и т.д.

Организация полноценного питания в школе во многом зависит от педагогов. Именно они отвечают за четко организованный прием пищи школьниками, и следят за тем, чтобы ученики получали горячий завтрак или обед в одно и то же время и ели не спеша.

 

- Некоторые дети чересчур разборчивы в еде и отказываются кушать в школьной столовой. Что делать?

- Необходимо понимать, что школьное меню разрабатывается без учета вкусовых предпочтений именно вашего ребенка. И если вы при планировании рациона исключали из него те блюда и продукты, которые ребенку не нравятся, то в школе этого никто делать не будет. Поэтому специалисты рекомендуют еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тому, что кушать нужно не только вкусные, но и полезные продукты.

Другой, не менее распространенной причиной отказа от школьного питания является пищевая аллергия и различные заболевания ребенка. Если ваш ребенок страдает аллергией на некоторые пищевые продукты, то далеко не вся еда в школьной столовой ему подходит. А при некоторых заболеваниях (диабет, гастрит и т.д.) необходимо придерживаться определенного рациона питания, который в школе не всегда может быть обеспечен. Поэтому очень важно заранее предупредить учителя о любых проблемах со здоровьем ребенка.

 

- Давайте поговорим о режиме школьника. В моем детстве у каждого первоклашки дома на столе, под стеклом, лежал листок бумаги с расписанием режима дня. Конечно, соблюдалось далеко не все и не всегда, но старались придерживаться. Что по этому поводу думают врачи?

- Вопросы организации учебы и отдыха школьников имеют большое значение. Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новому ритму и правильно сочетать отдых и учебу.

Если вы заметили, что ваш ребенок сильно устает, и к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывает количество и качество сна, питание и двигательная активность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзамена, перед контрольными работами и при всякой напряженной умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается приблизительно на 30%.

Вот примерные нормы ночного сна для школьников: в 1-4 классах – 10-10,5 часа, 5-7 классы – 9,5-10 часов, 6-9 классы – 9-9,5 часа, 10-11 классы – 8-9 часов. Первоклассникам дополнительно рекомендуется организовать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроении, самочувствии и успеваемости.

 

- Спасибо за интервью и рекомендации!


Август, 2018
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close