04.09.2019
Председатель правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» рассказал о перекосах в тарифной политике и о работе над этим вопросом.
«Согласно действующей методике тарифообразования тарифы ҚТЖ и на магистральную железнодорожную сеть и на локомотивную тягу содержат множественное перекрестное субсидирование: пассажирских перевозок за счет грузовых, низкодоходных грузов за счет высокодоходных, теплотяги за счет электротяги…Эта система более-менее работала в условиях функционирования в сегменте грузовых перевозок только одного перевозчика – ҚТЖ. Другое дело, когда перевозчиков много. Существующие перекосы в тарифах успешно используют частные перевозчики, выбирая только высокодоходные грузы и маршруты. В то время как ҚТЖ, являясь Национальным перевозчиком грузов, обязан обеспечивать перевозку всех грузов, независимо от рентабельности»,- отметил он в интервью газете «Время»
Он также добавил, что частники выбирают перевозку только тех грузов, на которые установлены высокие тарифы.
«То есть происходит «выхватывание» у Национального перевозчика тех видов грузовых перевозок, доходы по которым являются источником субсидирования убыточных перевозок - это пассажирские перевозки и, перевозки так называемых, «социально-значимых» грузов», - заметил спикер.
По его словам, в секторе грузовых перевозок необходимо менять всю систему тарифообразования, но проводить эту работу нужно поэтапно и последовательно.
«Следующим этапом предлагаются изменения в области тарифов на грузовые перевозки, как минимум ввести дифференциацию тарифов на электро и теплотягу, по видам операций. Существующая дифференциация по родам грузов также требует коррекции поскольку базируется на стандартах еще советских времен. Надо ее актуализировать, привести в соответствии с новыми рыночными условиями. К счастью, в последнее время, я бы сказал, есть общее понимание со всеми участниками рынка и государственными органами, что всю эту работу надо провести и желательно быстрее. Это позволит сформировать нормальную регуляторную тарифную среду для развития отрасли на конкурентных началах», - сказал Мынбаев.
Пресс-служба АО «НК «Қазақстан темір жолы»