Банковский сектор Казахстана ждут большие перемены. В числе возможных нововведений новые меры по налогообложению сектора, грядут изменения в связи с разработкой нового закона "О банках". Как планируемые новшества воспринимаются участниками рынка в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказала председатель Совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена БАХМУТОВА.
- Хотелось бы начать разговор с поручения главы государства о стимулировании банков вкладывать в экономику. При каких условиях банки заинтересуются кредитованием реального сектора?
- Банки не в будущем заинтересуются кредитованием экономики, они заинтересованы в этом прямо здесь и сейчас, потому что это их основной вид деятельности. Это подтверждают и цифры за 9 месяцев этого года: кредитование (новые выдачи) малого бизнеса выросло на 20,5%, среднего – на 16%, крупного – на 23,6%. Банки активно кредитуют и предпринимателей из микробизнеса. Это неудивительно, потому что у нас зарегистрировано более 2 млн ИП. И здесь банки, наряду с МФО, очень активны.
Если говорить об остатках кредитов, то здесь мы видим ускорение темпов роста портфеля кредитов бизнеса сейчас (7,4%) по сравнению с прошлым годом (6,6%). А кредиты населению, наоборот, продемонстрировали замедление. В прошлом году прирост был 18,5%, сейчас – 16,6%. Как видите, цифры говорят сами за себя: банки достаточно активно кредитуют бизнес, и больше, чем в прошлом году.
Но если говорить о стимулировании роста кредитования, мы не можем не оценивать макроэкономические условия. Нацбанк недавно повысил базовую ставку на 1 п.п., до 15,25%. С учетом необходимой маржи банков, ставка вознаграждения для бизнеса кредитов вблизи 20%. Понятно, что по таким рыночным ставкам далеко не всякий бизнес готов получать займы, поскольку это предполагает высокий уровень рентабельности. Например, Бюро национальной статистики даёт нам актуальную рентабельность у крупных и средних предприятий на отметке 17,1%; Нацбанк в разрезе отраслей: сельское хозяйство – 12,5%, торговля – 20,1%, обрабатывающая промышленность – 24,3%, строительство – 24,3%, транспорт – 33%, горнодобывающая промышленность – 44,3%.
В результате, значительное количество субъектов бизнеса стремится получить займы по сниженным ставкам через государственные институты развития, либо обращаются за субсидированием рыночных ставок.
До тех пор, пока будет сохраняться умеренно жесткая денежно-кредитная политика, призванная в целях снижения инфляции, в числе прочего, и охлаждать спрос на новые кредиты, значительного роста кредитования реального сектора быть не может.
Кроме того, Нацбанк в ноябре текущего года в обзоре денежно-кредитной политики отметил, что платежеспособность бизнеса находится в умеренном диапазоне. То есть особых перспектив для расширения устойчивого кредитования по платежеспособным компаниям не наблюдается. Так, например, доля одобрений по заявкам бизнеса в январе-сентябре 2024 года снизилась до 41,1% с показателя 43,5% за аналогичный период прошлого года. Поэтому расширение кредитования, вероятно, можно будет ожидать по мере улучшения макроэкономических условий, в т.ч. улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятий, возвращения инфляции в таргетируемый диапазон и, соответственно, либерализации денежно-кредитной политики. Поэтому значительный рост можно ожидать в 2026 или в 2027 году, когда, по ожиданиям Нацбанка, инфляция будет снижена до таргета 5%. (…) Нужно кардинально решить проблему: снизить инфляцию и привести ее к уровню таргетируемых значений. Для этого и требуется жесткая денежно-кредитная политика, а если пытаться ее дезавуировать различными фискальными методами, то достижение точки баланса отодвигается, и соответственно, теряется возможность устойчивого расширения кредитования.
- Президент также отметил важность справедливого налогообложения в этом секторе. Среди обсуждаемых мер обложение финопераций НДС, повышение КПН до 25% и введение налога на операции с ГЦБ. Каково ваше мнение и позиция АФК по данным инициативам?
- Согласно проекту нового Налогового кодекса, предлагается повысить ставки для банков и казино до 25%, при общеустановленной ставке в 20%, а для сельского хозяйства, наоборот, понизить. Есть предложения в рамках рабочей группы о повышении ставки КПН конкретно для банков до 30%. При этом предлагается оставить общеустановленный КПН в размере 20% для доходов, которые банки будут получать исключительно от кредитования бизнеса. Все иные доходы, по мнению разработчиков, должны быть обложены по повышенным ставкам, размер которых определится в процессе обсуждения в парламенте.
Вы абсолютно правильно сказали, что еще будут облагаться доходы от государственных ценных бумаг, но для всех субъектов. Обложение ГЦБ – это равный подход, но может вызвать удорожание стоимости привлечения долга для финансирования дефицита бюджета. Я полагаю, что министерством финансов были учтены эти риски при формировании бюджета на 2025-2027 годы.
Также обсуждается вопрос о введении налога на добавленную стоимость (НДС) на ряд банковских услуг. Здесь есть разный опыт в мире, но страны Европейского Союза не облагают НДС базовые услуги – переводные операции и открытие счетов. Это может вызвать проблемы и в администрировании, так как в день проходят миллионы операций. Важно, чтобы не было негативного влияния на доступность и скорость оказания платежных услуг, получателями которых являются все субъекты бизнеса и население.
Если говорить о совокупном влиянии на банковский сектор, то по результатам 2023 года КПН, начисленный БВУ, составил 322 млрд тенге. С учетом предлагаемых норм объем начисленных налогов может увеличиться в 2–2,1 раза. Но, справедливости ради, надо сказать, что где-то 1/3 прироста дает НДС на банковские услуги, который будет получен за счет вынужденного роста тарифов на услуги.
Для оценки справедливости налогообложения иногда приводят соотношение полученных акционерами дивидендов и уплаченными компанией налогами. Возьмем, к примеру, 2023 год. Размер выплаченных дивидендов по банкам составил 519,7 млрд тенге, но только 8 банков из 21 решились на выплату в этом году. Если сопоставить с объемом начисленного КПН и других видов налогов, уплаченных в бюджет, то окажется, что дивидендов выплачено приблизительно на 9% больше, чем налогов. Для корректного сравнения необходимо проводить оценку за несколько лет и принимать во внимание ряд факторов.
Что касается рентабельности, то наряду с банками есть ряд высокомаржинальных отраслей и субъектов. Например, согласно статистике Бюро нацстатистики, рентабельность по итогам 2023 года в деятельности в области административного и вспомогательного обслуживания составила 35,6%, созданию программ и телерадиовещанию – 53,7%, деятельности водного транспорта – 75,2%. Поэтому, на мой взгляд, справедливо устанавливать стандартный размер КПН для всех субъектов бизнеса, либо постепенно переходить к дифференцированной шкале для всех, в зависимости от суммы налогооблагаемого дохода. Надеюсь, что обсуждение проекта Налогового кодекса в парламенте позволит выработать оптимальный подход в этом вопросе, который учтет как интересы потребителей финансовых услуг, так и обеспечит привлекательность и предсказуемость бизнеса для новых, в том числе иностранных инвесторов в банковский сектор.
- Главой государства также поручено принять новый закон «О банках». Обсуждаются новые подходы к регулированию и развитию сектора. Как вы оцениваете эти меры?
- Разработка нового закона сейчас находится в начале пути. Что касается концептуальных моментов, к примеру, расширения обращения цифровых активов, взаимодействия с финтех-компаниями, разрешения открытия "исламских окон" в традиционных банках - эти меры рынком, безусловно, поддерживаются.
Идея регулятора о том, что необходимо убрать дублирующие нормы, избыточные и устаревшие требования для крупных акционеров, дочерних компаний и руководящих работников - приветствуется. В международной практике на уровне закона обычно устанавливаются только основные подходы и принципы, а детали определяются финансовым регулятором на базе международных норм и уровня развития сектора. Важно обеспечить, чтобы регулирование и надзор были пропорциональны рискам, который несет субъект финансового рынка для системы в целом и для его клиентов.
Необходимо различать несколько видов регулирования: пруденциальное регулирование, которое призвано обеспечить финансовую устойчивость в интересах депозиторов кредитной организации; макропруденциальное регулирование, необходимое для выявления и охлаждения бесконтрольного роста системных диспропорций, так называемых «пузырей», которые могут привести к угрозе финансовой стабильности. Также принципы ведения бизнеса, которые необходимы для ответственного оказания финансовых услуг клиентам, учитывая сложность продуктов, предлагаемых широкому кругу недостаточно квалифицированных клиентов. При этом ответственность лежит как на продавце, так и на потребителе. В международной практике это регулируется принципами корпоративного управления, кодексами этики и входит в круг ответственности финансового регулятора в рамках поведенческого надзора.
Если при разработке нового закона не упускать из виду эти базовые подходы, то в результате удастся создать базу для будущего устойчивого развития финансового сектора.
- Какие еще изменения необходимы, по вашему мнению, в новом законе?
- То, что сейчас банки стали финтех-компаниями, это, наверное, процесс необратимый. Я бы наоборот сказала, что наличие традиционных банков, которые еще в Европе и в США остались, это скорее, уходящая натура. Возможность появления новых финтех-компаний и их возможный арбитраж с банками вызывает вопрос. Так, по данным Mastercard, за последние пять лет число небанковских финтехов выросло в 4 раза, а общее число финтех-стартапов достигло 200 компаний. Поэтому регулирование должно основываться на уровне риска, связанного с осуществлением той или иной деятельности, независимо от того, каким институтом она осуществляется. Такое единообразие является обязательным.
Что необходимо сохранить в новом законе в обязательном порядке? Этот рынок должен быть частным. В нашем действующем законе написано, что государство не может владеть банком, за исключением случаев, когда это необходимо для урегулирования деятельности неплатежеспособного банка. В принципе, у нас в практике несколько раз это было: государство выходит из капитала, возвращая деньги путем продажи инвесторам.
Во-вторых, обязательно должна остаться норма о невмешательстве в операционную деятельность банков. И важно сохранить независимость регулятора, который будет профессиональным, базировать свою деятельность на лучших международных стандартах и взаимодействовать с рынком на основании лучших практик: прозрачность, предсказуемость и однородность. Однородность - это когда за одни и те же нарушения следует одно и то же наказание.
- Что необходимо сделать, чтобы зарубежные игроки заинтересовались банковским сектором Казахстана?
- Мы с вами о налогах говорили. Как вы считаете, введение для банков ставок по корпоративному подоходному налогу выше, чем для казино, это стимулирует приход новых акционеров?..
Нужна предсказуемая среда. Нужен устойчивый рост экономики, появление новых субъектов бизнеса, которые будут иметь перспективы развития, платежеспособность. Соответственно, они создадут основу для клиентов в новых кредитных организациях. Может быть, они предложат новые продукты, которые будут интересны нашим субъектам бизнеса. Пока же нужно отметить факт относительно низкого уровня одобрений заявок МСБ (37,4% за январь-сентябрь 2024г) на фоне ухудшения финансового состояния и исторически более высоких кредитных рисков в этом сегменте. По результатам статистического анализа Нацбанка, по итогам января-сентября 2024 года, доля устойчивых предприятий среди малого бизнеса опустилась до 16,2% (19,5% на начало года), у средних до 14,9% (17,4%). В то же время на представителей МСБ приходятся 72% от балансового объёма просроченной задолженности по кредитам субъектам предпринимательства (всего 363 млрд тенге).
- По словам финансиста Галима Хусаинова, маржа банков не падает из-за отсутствия конкуренции. Согласны ли вы с этим утверждением?
- Давайте я приведу пример. 10 лет назад средняя процентная маржа банков по системе была 5,75%, БВУ было аж 38. Сейчас у нас 21 банк, маржа составляет 6,56%. То есть, она выросла менее, чем на 1 п.п. Вот вам ответ об отсутствии конкуренции. На самом деле конкуренция есть, и она очень значительная. И цифры, которые я вам приводила по росту новых выдач, говорят об этом. При этом маржа пяти крупнейших банков, на которые приходятся 75% всех выдач, как раз находится вот в этом диапазоне - 6,56%. Это к разговору о "супервысокомаржинальной" деятельности банков.
- Давайте подведем итоги года. Можете ли вы рассказать, какие тенденции и изменения наблюдались в текущем году? Как вы их оцениваете?
- Этот год был непростым. Несмотря на довольно значительный рост экономики Казахстана, инфляционные ожидания к концу года усилились, ужесточилась денежно-кредитная политика. Слабеющий курс, стимулирующая бюджетная политика, реформы в платных услугах, отдельные внутренние экономические вызовы на стороне предложения товаров (например, низкая производительность труда, высокие производственные издержки, слабый эффект масштаба, высокая концентрация) и повышенные инфляционные ожидания будут препятствовать возврату инфляции к целевому таргету в 5% в следующие 12 месяцев. То есть, жесткие монетарные условия сохранятся на перспективе следующих 12 месяцев. Не удивительно, что эксперты финрынка прогнозирует базовую ставку через год на уровне 14,25%.
Но несмотря на нестабильную внешнюю среду, банковский сектор развивался устойчиво. На 1 ноября 2024 года активы банков выросли на 13,6% (8,6% за аналогичный период прошлого года), капитал на 23,1% (22,7%), ссудный портфель - на 13,1% (15,6%), вклады клиентов – на 12,0% (4,8%), в том числе физических лиц – на 11,2% (10,8%), а прибыль – на 18,2% (21,2%). С увеличением прибыли заметно улучшилась не только капитализация сектора, но и расходы по выплате КПН (+28,4%).
Улучшение финрезультатов и капитализации сектора отразились и в действиях рейтинговых агентств: с начала года они 13 раз повышали рейтинги банков, пересмотрев с улучшением прогнозы у шести из них. К тому же, рейтинговое агентство S&P второй год подряд улучшает оценку страновых и отраслевых рисков банковского сектора. При этом "позитивные" прогнозы сохраняются ещё у 5 БВУ, что может свидетельствовать о сохранении потенциала дальнейшего роста рейтингов в ближайшем будущем. Можно сказать, что здесь все благополучно. Банки по-прежнему с готовностью финансируют как юридических, так и физлиц и малых предпринимателей. Они располагают достаточными объемами ликвидности и источниками фондирования для того, чтобы обеспечивать кредитование своих заемщиков.
По результатам оценки качества активов (AQR) за прошлый год, какого-либо нарастания рисков нет. Наоборот, ситуация с капитализацией и ликвидностью находятся на достаточно комфортном уровне. Есть возможности для стабильного развития сектора и осуществления его деятельности.
Основным драйвером инноваций у нас выступали банки. Среди трендов – цифровизация, кибер-угрозы, с которыми сталкиваются абсолютно все страны мира. Поэтому очень важен тренд на защиту персональных данных, на предотвращение кибер-угроз. Я думаю, вопрос мошенничества, будет по-прежнему актуален. Мы, наверное, с этими рисками будем сталкиваться и дальше по мере развития искусственного интеллекта. Это будет становиться все больше и больше головной болью. Но мы не единственная в этом мире страна, сталкивающаяся с такими угрозами, поэтому хотелось бы, чтобы борьба с мошенничеством велась комплексно, с учетом мнений экспертов, а не путем перекладывания ответственности на банки.
В целом, можно сказать, что итоги текущего года положительные, и банковский сектор заходит в следующий год глобальной неопределенности в достаточно устойчивом состоянии с запасом капитала, ликвидности и закаленный в боях, поскольку уже были преодолены риски и кризисы и была накоплена соответствующая структура, опыт и компетенции, улучшены процессы.
А новый закон о банках, наверное, это тот вызов, который мы должны вместе преодолеть, чтобы базовый закон стал катализатором перемен, чтобы банки могли удовлетворять потребности своих клиентов безопасным образом, содействовать росту экономики.
- Каковы ваши прогнозы по банковскому сектору на следующий год?
- Вызовы текущего года, такие как глобальная неопределенность, перейдут на следующий. Ожидается, что с приходом нового президента США могут быть серьезные изменения в геополитике, в том числе, в торговле. Очень важно Казахстану в этой ситуации выстоять и найти свое место. Для этого у нас есть многовекторная политика, которая способствует интересам, в первую очередь, Казахстана.
Банки в этой среде живут уже давно. В режиме санкционных ограничений они были вынуждены усилить свои комплаенс-службы, пересмотреть процессы. Поэтому банки привыкли жить в этих условиях, наработали необходимый опыт и компетенции.
Заходим в новый год с умеренно жесткой денежно-кредитной политикой. Есть ожидание, что она будет постепенно смягчаться, но не сильно (на 100 б.п. в следующие 12 месяцев). Тем не менее, ожидания в целом благоприятные. Будем надеяться, что изменения, которые перманентно происходят в банковском законодательстве, теперь выльются в новый банковский закон и будут во благо развития сектора, расширив взаимодействие с финтех-компаниями, именно в условиях исключения арбитража. Надеемся, что появятся новые продукты, которые и сами наши отечественные участники будут предлагать. Возможно, этому поспособствуют приход новых игроков с новыми технологиями.
Что касается темпов роста, то они будут соизмеримыми с темпами роста экономики, потому что банки все-таки обслуживают экономику. В экономическом плане мы ожидаем, что планируемое увеличение добычи сырья (до 97,2 млн тонн с показателя 87,8 по итогам 2024 год), реализация крупных инфраструктурных проектов и высокие бюджетные затраты (33,5 трлн тенге в 2025 году) могут перевесить негативное влияние относительно низких цен на сырьё и высоких процентных ставок. Так, эксперты финрынка ожидают увеличения ВВП в 2025 году на 4,4%, а МВФ более оптимистичен - 4,6%. Если рост банковского сектора серьезно опережает рост ВВП, то это может привести к различным пузырям. Я думаю, что мы все заинтересованы в устойчивом развитии экономики и банков. Поэтому банковское кредитование, особенно кредитование бизнеса и физических лиц должно быть соизмеримо с темпами роста ВВП и депозитов. И сейчас умеренная жесткая денежно-кредитная политика мотивирует граждан к сбережениям, а не к тратам. Вот в таких условиях мы, собственно, и вступаем в новый год.
- Спасибо за интервью!
Декабрь, 2024
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна