Обновлено: 23.11.2024, 20:01 (АСТ)

И.о. директора представительства Азиатского банка развития в Казахстане Искандар ГУЛАМОВ:
ЭКСПЕРТЫ АБР ГОТОВЫ ПОДДЕРЖАТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО В РАБОТЕ НАД НАЛОГОВЫМИ РЕФОРМАМИ


Казахстан и Азиатский банк развития отмечают 30-летний юбилей партнерства. За эти годы институт развития инвестировал в экономику Казахстана около $7 млрд и не собирается останавливаться на достигнутом. И.о. директора представительства Азиатского банка развития в Казахстане Искандар ГУЛАМОВ рассказал в интервью "Интерфакс-Казахстан" о финансировании инфраструктурных проектов, поддержке МСБ, инициативах в сфере климатических изменений, а также поделился планами банка по фискальным реформам, выразил мнение о разработке нового Налогового кодекса в Казахстане.

 

- В этом году исполняется 30 лет партнерства АБР с Казахстаном. В каком направлении, на ваш взгляд, движется ваше сотрудничество с Казахстаном?

- Действительно, этот год знаменателен для нашего партнерства с Казахстаном. В этом году мы празднуем 30-летие нашего успешного сотрудничества, в результате которого АБР мобилизовал инвестиции в экономику Казахстана на сумму около $7 млрд. Эти средства были направлены на улучшение дорожной инфраструктуры, строительство солнечных электростанций, предоставление доступного финансирования для МСБ, поддержку женского ипотечного кредитования, а также многие другие важные проекты.

Очевидно, что за 30 лет наше сотрудничество эволюционировало. Если в начале фокус нашей совместной работы был на инфраструктуре и поддержке в переходе к рыночной экономике, то сейчас наше сотрудничество более многофункциональное и включает в себя не только проекты в государственном, но и в частном секторах, а также программу обмена знаниями и опытом. Казахстан – пионер партнерства в сфере знаний в Центральной Азии, и совместно с правительством мы на протяжении многих лет успешно реализуем данную программу.

В настоящее время наши операции в Казахстане опираются на стратегию странового партнерства, которую мы утвердили в прошлом году. Это пятилетняя стратегия, которая направлена на поддержку правительства в трех ключевых направлениях. Первое – устранение последствий изменения климата и декарбонизация экономики. Второе – содействие инклюзивному экономическому росту. Третье – совершенствование системы государственного управления. Очевидно, что все эти три направления соответствуют новым приоритетам Казахстана и всячески поддерживают программы правительства, которые были приняты для их реализации. Соответственно, наши проекты в государственном и частном секторах, наша аналитическая работа и обучающие программы, проекты технической помощи направлены в первую очередь на оказание поддержки Казахстану в решении этих трех ключевых задач.

 

- Можете поподробнее рассказать о проектах, реализуемых вами по трем направлениям вашей стратегии.

- На сегодняшний день в нашем активном портфеле 4 проекта на общую сумму $800 млн. Это только те проекты, которые мы реализуем в госсекторе. Также у нас есть ряд проектов в частном секторе. В нашем портфеле госпроектов два проекта в транспортном секторе – это реконструкция крупных дорожных автомагистралей Актобе – Макат и Актобе – Кандыагаш. Эти проекты призваны улучшить пропускную способность для грузов и товаров, а также предоставить больше возможностей для экономической деятельности людям, пользующимся этими дорогами. Также наш портфель включает проект в финансовом секторе – это предоставление доступа для казахстанских женщин к долгосрочному и доступному ипотечному финансированию. Проект известен как программа "Умай", которая реализуется совместно с "Отбасы банком" и завершается в этом году. Четвертый проект в нашем портфеле поддерживает недавно принятые реформы правительства в области управления государственными финансами. Этот инструмент финансирования АБР был использован в Казахстане впервые. Он предполагает выделение финансирования на поддержку реформ фискального управления и финансового сектора Казахстана.

 

- Речь о выделении $350 млн на фискальные реформы, о которых ранее сообщалось?

- Да, совершенно верно. Кроме того, наш портфель включает 12 грантов технической помощи на сумму $13 млн, в числе которых совместная программа обмена знаниями и опытом, о которой я говорил ранее. Это уникальная для АБР программа, которая на протяжении 10 лет финансирует институциональные реформы правительства и при этом софинансируется правительством и нашим банком в равных долях. Программа весьма успешная и инновационная. Ряд других стран проявляют большой интерес к созданию с АБР схожих платформ знаний в своих странах.

 

- Сколько АБР планирует вложить в текущем году средств в проекты, не только в госсекторе, но и в частном?

- В этом году мы планируем одобрить и сделать доступными к освоению более $800 млн. Эта сумма включает в себя проекты, предусматривающие поддержку развития электрических сетей в южном Казахстане, финансирование МСБ через микрофинансовые организации, строительство канализационно-очистных сооружений в ряде городов и развитие транспортных сетей.

 

- Входят ли ранее анонсированные $350 млн для фискальных реформ в запланированный на текущий год объем инвестиций в экономику Казахстана?

- Да, эта программа поддержки реформ в области фискального управления и банковского сектора состоит из двух подпрограмм. Первая была одобрена в декабре прошлого года, мы намерены ее подписать и мобилизовать средства в этом году. Параллельно мы начнем работу над второй подпрограммой, которая будет включать в себя обсуждение и отбор совместно с правительством новых дополнительных реформ, по итогам реализации которых мы готовы будем предоставить дополнительное финансирование в следующем году.

 

- Включает ли программа по фискальным реформам работу над новым Налоговым кодексом Казахстана?

- Эта программа сейчас основывается на двух концепциях, принятых правительством: концепция управления государственными финансами и концепция развития финансового сектора до 2030 года. Большая часть реформ, отобранных в рамках нашей программы, взяты из этих концепций. Но исходя из новых поручений главы государства и запросов правительства, в апреле этого года мы командируем в Казахстан специальную проектную группу, которая будет обсуждать необходимость и потребность включения в программу дополнительных приоритетных реформ правительства, которые могут в себя включать и реформы Налогового кодекса. Вне зависимости от того, будут они включены или нет, мы выразили готовность поддержать правительство в работе над налоговыми реформами и готовы оказать всяческое содействие не только через финансирование, но и через экспертизу и техсопровождение.

 

- То есть, сотрудники АБР могут быть включены в рабочую группу по обсуждению поправок в Налоговый кодекс?

- Совершенно верно. Сейчас мы запустили программу по изучению передового международного опыта с комитетом государственных доходов при министерстве финансов. Эта программа запущена и будет реализована в скором времени. Дополнительно мы обсуждаем необходимость в наших экспертах в работе над самими реформами.

 

- Ожидаемые правки в Налоговый кодекс вызывают много споров в экспертном сообществе и не только. Есть ли у АБР какое-то мнение или оценка предлагаемых разработчиками мер? Например, спорным является вопрос об НДС, налога на роскошь.

- Наши эксперты еще не приступили к работе, мы сначала должны обсудить с правительством и понять в каких ролях и на каких участках проводимых налоговых реформ необходимо их присутствие и содействие. В целом, конечно, налоговые реформы в любой стране – чувствительный вопрос, который затрагивает не только общий комплекс экономических мероприятий, а также социальные аспекты, важные для всего населения, особенно если речь идет об НДС. Поэтому к этому вопросу надо подходить весьма взвешенно, тщательно изучив все плюсы и минусы, проанализировав цепочку возможных эффектов и принимать соответствующее сбалансированное решение. В то же время, очевидно, что необходимо принимать конкретные меры по укреплению доходной части госбюджета, с чем мы абсолютно согласны. Сейчас в целом в мире остро стоит вопрос мобилизации внутренних ресурсов бюджета. Очень много стран в мире работают над дополнительными мерами по укреплению доходной части, идентификации новых источников доходов или увеличению поступлений из текущих источников. Мы понимаем преследуемые цели и готовы оказать содействие, в первую очередь в части изучения опыта развитых азиатских стран, ряд которых в свое время уже реализовал такого рода реформы.

 

- Можете уточнить на каких условиях и на какие сроки будут выдаваться $350 млн для фискальных реформ?

- В настоящее время мы обсуждаем окончательное содержание взаимного соглашения, которое будет затем представлено на рассмотрение правительству и парламенту. На данный момент речь идет о предоставлении $350 млн министерству финансов на стандартных условиях, включающих льготный период. Хочу отметить, что мы полностью доверяем национальным системам и фокусируемся только на реформах. Обычно такие займы предоставляются на срок до 15 лет, но конечный срок определяет само правительство. Мы в свою очередь предоставляем широкий перечень инструментов для оптимизации условий финансирования.

 

- В этом году Казахстан председательствует в программе Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). Каковы ее основные результаты и дальнейшие планы?

- С 2001 по 2022 год общий объем инвестиций в рамках этой программы превысил $50 млрд и охватил 280 проектов в самых разных секторах экономики. На протяжении многих лет программа ЦАРЭС демонстрировала эффективность в повышении физической связанности стран-членов, за счет инвестиций в автомобильные и железные дороги, порты вдоль 6 коридоров. В рамках нее было построено более 10 тыс. км автодорог и более 6 тыс. км железнодорожных путей. Если говорить о Казахстане, то один из примеров – это дорога Актау – Бейнеу. После ремонта время в пути по этой дороге сократилось с 12 до 6 часов. Это в свою очередь способствовало росту перевозок через порт Актау. C 2008 года в рамках проектов АБР построено более 1200 км автодорог вдоль коридоров ЦАРЭС в южном и западном Казахстане. В настоящее время мы рассматриваем диверсификацию транспортных маршрутов и укрепление транзитного потенциала ЦАРЭС вдоль Транскаспийского международного транспортного маршрута (Средний коридор). Средний коридор является кратчайшим маршрутом между западной частью Китая и Европой, поэтому очевидно, что ЦАРЭС будет и должен играть важную роль в реализации потенциала этого коридора.

Также приоритеты ЦАРЭС на этот год включают в себя реализацию мер по борьбе с изменением климата, в том числе создание фонда ЦАРЭС по подготовке проектов в сфере устойчивого развития. Помимо этого начата работа по подготовке региональных инвестпроектов и продолжается в рамках экономического коридора Алматы-Бишкек.

Если говорить о проектах, способствующих развитию Среднего коридора, в Казахстане мы начали работу над автодорогой Кызылорда – Жезказган и обходом г.Сарыагаш.

 

- Если остановиться на проектах по климатическим изменениям, я правильно понимаю, что они включают в себя финансирование модернизации ряда ТЭЦ в Казахстане?

- Наша поддержка по направлению устранения последствий изменения климата и декарбонизации экономики многоуровневая. В первую очередь мы оказываем содействие правительству в реализации ряда стратегических дорожных карт и концепций, а также предоставляем проекты технической помощи. В рамках одного из таких проектов будут определены угольные активы, которые могли бы быть включены в нашу программу энергетического перехода. Помимо этого мы предоставляем финансирование как для проектов, предусматривающих переход с угля на менее углеродоемкие источники, как в случае с ТЭЦ, так и для проектов с переходом на углеродно-нейтральные источники - ВИЭ. В прошлом году мы одобрили проект ТЭЦ-2 в Алматы.

 

- В прошлом году была начата работа над предТЭО по выводу из эксплуатации угольных ТЭЦ. Можете рассказать на какой стадии данный процесс?

- В настоящее время работа над предТЭО завершена, проведен комплексный анализ ТЭЦ для возможного включения в эту программу в Казахстане. В апреле мы проведем большой раунд консультаций с участием экспертов АБР в Астане, где правительству будут представлены результаты предТЭО и будет доработан финальный отчет. Этот отчет будет определять какие ТЭЦ нужно включить в программу и какого рода дополнительные экспертизы нужно провести в их отношении. Могу сказать, что владельцы угольных ТЭЦ выразили заинтересованность в изучении вариантов их поэтапного вывода из эксплуатации и отказа от угля.

После завершения предТЭО мы проведем дальнейшие глубинные исследования, в том числе разработаем предварительную схему финансирования, включающую в себя доступ к льготному финансированию, которое мы планируем мобилизовать через наши партнерские институты и организации. Так как в угольной отрасли занято большое количество людей, все наши предложения будут также включать в себя конкретный комплекс социальных мер с учетом "справедливого перехода" – перехода, который будет учитывать интересы и благосостояние людей, занятых в этой отрасли.

Сумма финансирования еще не определена, потому что она будет зависеть от механизмов и структуры финансирования. Ряд станций принадлежит правительству, ряд – частным инвесторам. К каждой из них необходим индивидуальный подход.

 

- Что касается ТЭЦ-2 в Алматы, на которую уже выделено 98 млрд тенге, какой статус по этому проекту?

- В марте прошлого года мы одобрили проект модернизации алматинской ТЭЦ-2. Он предусматривает постепенный вывод из эксплуатации и замену угольных турбин на парогазовые установки с мощностью до 600 МВт по электроэнергии и 957 Гкал/час по теплу. Считаем, что проект принесет значительные экологические выгоды городу Алматы за счет сокращения выбросов. В настоящее время проект находится на стадии реализации.

 

- В свете того, что с начала года в Алматы уже произошло два случая значительных толчков, будет ли АБР инициировать какие-то проекты по сейсмической безопасности?

- На самом деле мы уже начали работу в данном направлении, в частности над новым видом страхования катастрофических рисков. На сегодня такого продукта в Казахстане нет. Надеемся, что будет создана регуляторная среда для такого рода страхового продукта, чтобы страховые компании не боялись и могли его предоставлять. В рамках программы обмена знаниями и опытом нами получена и одобрена заявка, и эксперты уже приступили к работе.

Второе направление, над которым мы работаем совместно со структурным подразделением холдинга "Байтерек", - это создание нового механизма финансирования устойчивого жилья. Речь идет о внедрении новых стандартов "зеленого" строительства и предоставлении устойчивого финансирования для этого. Строительство – очень сложная сфера, с большим количество стандартов и требований. Данная работа была начата еще до первого землетрясения в Алматы. Отчет уже подготовлен, и надеюсь, что к маю он будет уже опубликован.

 

- Планируете ли в этом году выпускать облигации на KASE или AIX?

- KASE – наш стратегический партнер, с помощью которого с 2019 года мы разместили 15 выпусков облигаций и привлекли 165 млрд тенге. Наши 10-летнии облигации, например, финансировали программу "Умай". На сегодня в обращении находится 11 выпусков, два из которых будут погашены в этом году. Также в этом году мы планируем дополнительно разместить облигации для финансирования наших проектов в дорожной сфере и частном секторе.

 

- Спасибо за интервью!


Март, 2024
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close