В текущем году в Казахстане наблюдается падение экспорта муки в некоторые страны. Причина – жесткая конкуренция из-за рубежа. Мукомолы Казахстана считают, что необходимо развивать новые логистические коридоры. О том, что еще можно сделать для развития отрасли, в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал президент Союза зернопереработчиков Казахстана Евгений ГАН.
- Евгений Альбертович, расскажите, пожалуйста, о мукомольной отрасли Казахстана в целом и об итогах работы за I полугодие.
- Мукомолье Казахстана – образец того, как может развиваться отрасль при благоприятных условиях. Только за последние 15 лет отрасль увеличила объемы производства более чем в 2,2 раза, а объемы экспорта муки – более чем в 13 раз. Отрасль – без преувеличения, локомотив не только растениеводства, но и АПК в целом.
Казахстан – единственная в мире страна, которая продает на внешнем рынке пшеничной муки больше, чем потребляет сама. По уровню производства и экспорта муки пшеничной на душу населения Казахстан на первом месте в мире. Казахстан также является мировым лидером по объемам экспорта пшеничной муки и на протяжении последних 15 лет входит в тройку мировых лидеров.
В первом полугодии мукомолы Казахстана отгрузили на экспорт 1,242 млн тонн муки, что на 8% больше, чем за аналогичный период 2017 года. В Афганистан экспортировали 668 тыс. тонн, Узбекистан - 449 тыс. тонн, Таджикистан - 41 тыс. тонн, Кыргызстан - 22 тыс. тонн, Туркменистан - 37 тыс. тонн, Китай - 9 тыс. тонн, прочие страны - 14 тыс. тонн.
Таким образом, по всем принципиальным направлениям (кроме Афганистана) было заметное увеличение объемов экспорта муки. Падение объемов экспорта в направлении Афганистана обусловлено возросшей конкуренцией в поставках муки в Афганистан между казахстанскими и узбекскими мукомолами.
- Каковы основные проблемы мукомольной отрасли?
- Проблемы, безусловно, есть. Я думаю, что я не ошибусь, если скажу, что нынешнего уровня развития в целом и экспорта в частности наша отрасль достигла не "благодаря", а "вопреки".
Не было бюджетных программ развития этого направления, не было и активной господдержки. Бизнес практически все сделал сам. Сам построил мельницы, сам вышел на рынки и освоил их, сам сформировал устойчивый бренд "Мука из Казахстана". Но пришла пора - и возникли проблемы, которые бизнесу решить не под силу. Страны-импортеры нашей муки стали применять меры нетарифного ограничения в торговле, создавая, тем или иным способом, благоприятные условия для поставки в их страны не муки, а зерна.
Узбекистан ввёл акцизы на ввозимую муку, Таджикистан - дифференцированный НДС (на ввозимую муку - 18%, на ввозимое зерно - 10%), Кыргызстан вообще обнулил ставку НДС при импорте зерна. Все это стимулировало развитие мукомольных мощностей в этих странах и препятствовало импорту казахстанской муки. Как результат - падение объёмов поставки муки в эти страны и рост поставок зерна.
Так, Таджикистан, занимавший в недалеком прошлом 20% объёмов экспорта муки из Казахстана, теперь занимает всего 2%, доля поставок муки в Узбекистан упала с 67% до 28%. При этом поставки зерна в Таджикистан выросли до уровня свыше миллиона тонн в год, в Узбекистан - до уровня около 1,8 млн тонн в год.
Вполне понятно, что изменение ситуации (отмена нетарифных ограничений в странах - импортерах) нашим мукомолам не под силу. Это - прямая задача госорганов. Справедливости ради нельзя сказать, что ничего не делается. Делается, но, к сожалению, не так быстро, как хотелось бы. На отмену акцизов на ввозимую муку в Узбекистан ушло шесть лет. Шесть лет, в течение которых узбекский бизнес создал сферу частного мукомольного сектора, который теперь является прямым конкурентом для наших мукомолов как при поставках муки в сам Узбекистан, так и при экспорте нашей муки в Афганистан. То же самое и в Таджикистане.
Мы, к сожалению, на государственном уровне не выработали оперативных мер зеркального реагирования. А без активной защиты государством интересов бизнеса на внешних рынках развитие экспорта любого вида в современных условиях практически невозможно. Поэтому борьба за внешние рынки - общая задача, решение которой нам видится только при условии тесного государственно - частного партнёрства.
Не менее актуальная проблема для наших мукомолов-экспортеров - возврат НДС при экспорте муки. Казалось бы, сама по себе проблема может быть решена одним росчерком пера. Но нет. И вроде бы по закону все предельно ясно и понятно. И сроки рассмотрения заявок на возврат НДС вроде бы сокращаются, и обсуждается эта проблема уже не один год, а на практике возврат НДС стал для всех головной болью. Особенно после того, как в правилах системы управлениями рисками (СУР) мукомолы включены в "чёрный список" тех предприятий, которые проверяются при налоговых проверках при возврате НДС до "седьмого колена". И, если в четвёртом-пятом колене выявляются финансовые нарушения, то в этом виноват мукомол. И то, что он знать не знает этих контрагентов, никого не волнует. Виноват мукомол и о возврате НДС пусть даже не мечтает. Госорганы, в принципе, признают, что практика ответственности за деяния четвёртых лиц, вменяемая мукомолам, незаконна. Но считают такую практику "целесообразной", якобы она позволяет выявлять, в результате мониторинга, финансовые нарушения и лжепредприятия. Однако три года назад доля возвращаемого НДС была на уровне 40%, сегодня - уровень абсолютно такой же. Значит, или борьба неэффективна, или причины невозврата связаны с абсолютно другими мотивами…
Суммы невозвращенного НДС лавинообразно растут, и что с этим делать, и "чем сердце успокоится", не знает никто. А ведь эти миллиардные суммы просто "выдернуты" из экономики предприятий, для которых поправить катастрофически ухудшающееся положение с помощью "замороженного" НДС - последняя надежда.
Не побоюсь сказать, что в сложившейся ситуации невозврат НДС - экономическая диверсия против мукомольной отрасли. И решение проблемы возврата НДС должно быть незамедлительным.
- Что же делать в такой непростой ситуации?
- Думаю, не открою Америку, если скажу, что без государственно-частного партнёрства решать системные проблемы невозможно. Прошу прощения за тавтологию - системные проблемы решать надо системно.
Вспоминаю встречу с Конфедерацией турецких мукомолов в этом году. На встрече в качестве равноправных партнеров присутствовали представители министерства сельского хозяйства Турции и Турецкого зернового комитета. И решения, принимаемые при таком сотрудничестве, направлены не на решение проблемы той или иной стороны, а на получение решения, максимально полезного для всех заинтересованных сторон. Отсюда и результат - турецкие мукомолы уверенно лидируют по показателю экспорта муки.
На мой взгляд, главная проблема сегодня при экспорте переработанной сельхозпродукции - отсутствие единого уполномоченного органа. За производство муки отвечает министерство сельского хозяйства, за возврат НДС - комитет государственных доходов министерства финансов, за поддержку экспорта – министерство по инвестициям и развитию, КТЖ отвечает за перевозку, внешнеторговая палата при Национальной палате предпринимателей "Атамекен" отвечает за поддержку...Согласитесь - очень похоже на миниатюру Райкина: "пуговицы пришиты крепко, претензий нет, и неважно, что пиджак носить нельзя". Все участники процесса отвечают за свой кусочек и, соответственно, решают задачи в пределах своей компетенции. И вроде бы все при деле, и дело в целом на месте не стоит, и переписка бурная, и совещания с заседаниями чередуются, и виден результат работы каждого отдельно взятого звена, а вот коллективного результата работы нет.
Необходим единый координационный экспортный центр с четко прописанными зонами ответственности каждого участника. И тогда экспорт будет общей задачей, в решении которой все будут в равной степени ориентированы на конечный результат. И, если то, что необходимо делать, "не ложится в существующую законодательную или нормативную базу", как зачастую говорят чиновники, значит, в интересах дела необходимо гармонизировать ту самую базу в соответствии с задачами, стоящими перед экономикой страны. Будет так - будут и стратегия, и тактика, и дорожная карта. И экспорт переработанной сельхозпродукции (то ли мука, то ли макаронные или колбасные изделия или что-то ещё) будет рассматриваться как системный процесс, а не индивидуальные потуги нашего бизнеса.
На днях в министерстве сельского хозяйства прошло совещание, на котором рассматривались проблемы мукомольной отрасли. Радует, что, пожалуй, впервые в истории отечественного мукомолья проблемы рассматривались не по формальному признаку. На совещании присутствовали представители всех госорганов, отвечающих за работу отрасли и экспорт продукции. После этого совещания намечен целый шлейф последующих совещаний для решения конкретных вопросов, которые в компетенции того или иного госоргана. Будем надеяться, что начатая работа даст результат.
Мы надеемся, что и через пять, и через десять лет бренд "Мука из Казахстана" будет лицом нашего экспорта переработанной сельхозпродукции, достойно представляющим нашу страну на внешнем рынке. А иначе нельзя - поручения президента надо выполнять. Мы, мукомолы, к этому готовы.
- Каковы ваши планы на 2018 год? Каковы планы на последующие несколько лет?
- Планы на 2018 год достаточно просты и понятны. В первую очередь мы хотели бы сохранить достигнутый уровень экспорта муки. Думаю, что конъюнктура рынка во втором полугодии будет в целом способствовать этому.
Кроме того, одна из стратегически важных задач, которую мы видим во втором полугодии - принятие принципиальных решений по развитию транспортного коридора поставок муки в Афганистан через Туркменистан. Нас радует, что эта наша инициатива находит поддержку наших госорганов и всех заинтересованных сторон.
Еще одно направление - выработка предложений по диверсификации отрасли, по освоению новых рынков и новых направлений деятельности для зернопереработчиков.
В среднесрочной перспективе мы ставим задачу по практическому развитию нового транспортного коридора в направлении Афганистана. Это позволит нам разгрузить традиционный маршрут доставки муки через погранпереход "Галаба – Хайратон".
Также мы планируем развитие производств по глубокой переработке зерна. Направление для наших переработчиков, в принципе, не новое, но, к сожалению, неразвитое в силу целого ряда причин. Как первый шаг, мы планируем проведение семинара по глубокой переработке зерна. После семинара мы планируем оказание практической помощи тем предприятиям, которые будут развиваться в этом направлении.
Если подытожить, то в перспективе мы видим свои задачи в следующих направлениях: сохранение традиционных рынков; развитие новых логистических коридоров; диверсификация производства.
- Спасибо за интервью!
Сентябрь, 2018
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна