В Казахстане в скором времени начнет действовать система экстренных вызовов при авариях и катастрофах (ЭВАК). ЭВАК создается для того, чтобы с помощью космических технологий способствовать сохранению жизни казахстанцев на дорогах страны. О том, как будет работать данная система, нужно ли водителям активировать "тревожную кнопку", что делать тем, у кого ее нет в автомобиле и о других подробностях рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" вице-министр оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана Марат НУРГУЖИН.
- Марат Рахмалиевич, чем вызвана необходимость введения системы ЭВАК в Казахстане?
- Необходимость создания такой системы возникла, в первую очередь, из-за высокой смертности при дорожно-транспортных происшествиях. К примеру, по данным комитета административной полиции, в прошлом году было зарегистрировано более 17 тысяч ДТП. В результате этих ДТП пострадало более 23 тысяч человек, погибли более двух тысяч наших граждан, из них 193 ребенка. Сегодня по уровню смертности в дорожных авариях Казахстан находится на одном уровне с такими странами как Судан, Сомали, Нигерия, Зимбабве, Либерия, Мавритания, Сенегал.
Подобные смертоносные аварии приносят значительный социально-экономический ущерб стране. По оценке специалистов Всемирного банка, ежегодно казахстанский бюджет теряет из-за дорожных аварий около 1,5 % ВВП.
Внедрение системы экстренного вызова оперативных служб спасения при авариях и катастрофах проводится в Казахстане с 2012 года, когда была создана межгосударственная рабочая группа для координации работ по созданию в республике аналога российской "ЭРА-ГЛОНАСС". Система ЭВАК разрабатывается в нашей стране на основе трехстороннего межправительственного соглашения между Россией, Белоруссией и Казахстаном.
- Какая работа проделана на сегодняшний день для внедрения системы ЭВАК в Казахстане?
- На конкурсной основе был определен оператор проекта - "Институт космической техники и технологий" при Национальном центре космических исследований и технологий Аэрокосмического комитета министерства оборонной и аэрокосмической промышленности. На сегодня институтом разработана базовая часть системы, необходимая для принятия голосовых вызовов с устройств, установленных в автомобиле. В рамках интеграции со службой "112" в 16 департаментах по чрезвычайным ситуациям Казахстана установлены автоматизированные рабочие места для приема вызовов системы ЭВАК. Разработано также программное обеспечение по приему голосовых вызовов с системы экстренного вызова оперативных служб.
Как вы наверняка знаете, с 2017 года вступили в действие требования техрегламента Таможенного союза, устанавливающие обязательность оснащения транспортных средств устройствами вызова экстренных оперативных служб. Отмечу, что данные требования согласовывались не только на пространстве Таможенного союза, но прошли также согласование с регулирующими органами Европейского союза. Удалось добиться того, что передача данных осуществляется по единым стандартам и у нас в ЕАЭС и в Европейском союзе системой "eCall". Это дает возможность создавать единое пространство безопасности на всем континенте. Где бы вы ни были, в Европе, Белоруссии, России, Казахстане будет оказана своевременная помощь при ДТП.
- А как происходит передача сигнала о помощи для машин, в которых установлена система зарубежных аналогов?
- Сейчас институтом осуществляется интеграция с российским оператором ЭРА-ГЛОНАСС. Роуминговое соглашение сейчас находится на стадии подписания. Благодаря этому казахстанские водители, которым понадобиться помощь на территории России, будут спасены. Также водители из соседнего государства на территории Казахстана тоже не останутся без помощи наших спасателей.
- Расскажите о принципах работы системы ЭВАК, как она работает?
- Система ЭВАК функционирует использованием сигналов и данных навигационных спутниковых систем, которыми являются GPS/ГЛОНАСС.
Использование данных спутниковых систем позволяет оперативным службам определить точное местонахождение транспортного средства, попавшего в ДТП, и оказать экстренную помощь. Кроме того, с помощью спутниковых систем оператор получает точные координаты местонахождения автомобиля, его модель и марку, идентификационный номер, тип топлива, а также класс автомобиля. Эти данные необходимы для того, чтобы экстренные службы быстро прибыли на место ДТП и оказали помощь пострадавшим в течение так называемого в медицине "золотого часа".
- Водитель или пассажир при ДТП должны нажать на кнопку или система ЭВАК сама передает информацию оператору?
- ЭВАК работает в двух режимах: ручном и автоматическом. В автоматическом режиме система срабатывает в момент аварии, если удар был очень сильным. В ручном режиме связь с оператором центра осуществляется при нажатии кнопки "SOS", установленной в автомобиле. Сообщение о ДТП с координатами местонахождения транспортного средства и данными об автомобиле передается в фильтрующий контакт-центр ЭВАК. Оператор контакт-центра имеет возможность общаться с пострадавшими при помощи акустического блока, который установлен в автомобиле и выяснить вопросы, которые помогут при оказании помощи. В случае, если сигнал о помощи поступил в автоматическом режиме и на вопросы оператора никто не ответил, то данные о происшествии поступают в службу скорой помощи, которая моментально направляется на место происшествия.
- Сигнал о помощи будет передан с любой точки Казахстана или есть какие-то ограничения?
- Система будет функционировать на всей территории, покрытой сетями сотовых операторов. Разумеется, если нет вообще связи с сотовыми операторами, то сигнал, не сможет попасть к оператору. Сегодня зона покрытия автомобильных дорог Казахстана сетями сотовых операторов составляет более 95%.
- Многие автолюбители недоумевают: зачем нужна эта кнопка в машине, если у всех сейчас есть сотовые телефоны?
- По этому поводу могу сказать, что в отличие от мобильных телефонов, ЭВАК работает со всеми сотовыми операторами. Для передачи информации о чрезвычайной ситуации устройство автоматически выбирает сеть с наиболее высоким уровнем сигнала в данной местности. Передаваемому в оперативные службы спасения трафику ЭВАК присваивается приоритетный статус, что позволяет доставить пакет данных с места ЧС даже в условиях значительной перегрузки сетей передачи данных сотового оператора. В случае, если сеть загружена большим количеством телефонных звонков, то для передачи информации телефонные звонки других абонентов могут отключаться. Такая мера позволяет гарантированно доставить сигнал бедствия до оператора системы. Кроме того, в числе преимуществ системы можно назвать то, что не надо объяснять оператору, где произошло происшествие. Оператор получает точные координаты местонахождения транспортного средства, с которого осуществлен вызов ЭВАК.
- ЭВАК осуществляет только передачу сигнала SOS или можно использовать систему в других целях?
- В первое время система будет работать только в стандартном режиме – передача сигнала о ДТП или ЧС оператору. В дальнейшем будут расширяться возможности системы, такие как слежение за передвижением грузового транспорта, оказание сервисных услуг и другие полезные приложения. Дополнительные возможности расширения системы будут оказываться на платной основе. А базовая функция спасения людей системы ЭВАК будет всегда бесплатна.
- Сейчас во многих автомобилях установлена "тревожная кнопка", но она не работает. Как ее активировать?
- Автовладельцам, в машинах которых установлена система ЭВАК, не нужно беспокоиться о ее подключении. После ввода системы в промышленную эксплуатацию эта кнопка автоматически заработает.
Регистрацию автомобилей сейчас производят автопроизводители, дистрибьюторы или аттестованные установочные центры. Осуществляет регистрацию транспортных средств в ЭВАК оператор системы – Институт космической техники и технологий.
- Что делать тем, у кого такой кнопки в машине нет?
- Для автомобилей, которые уже эксплуатируются в Казахстане и не оснащены устройством вызова экстренных служб, система ЭВАК не является обязательной. Но в целях собственной безопасности и оказания помощи при любой чрезвычайной ситуации, будь то ДТП, замерзание двигателя, снежного заноса или других ЧС на дорогах, установить систему ЭВАК можно самостоятельно. Для этого нужно обратиться в один из аттестованных установочных центров. Их списки в ближайшее время будут размещены на сайте ЭВАК evak.online. В этом вопросе, конечно, каждый должен для себя решить сам, насколько ему важна безопасность на дорогах.
- Когда эта система заработает?
- Срок реализации проекта по созданию системы ЭВАК обозначен на 2016-2018 годы. В текущем году проводятся работы по завершению разработки программного обеспечения, дооснащению оборудованием системы и аттестации системы на информационную безопасность.
Завершение проекта планируется в конце 2018 года, после которого межведомственная комиссия примет решение о вводе системы в промышленную эксплуатацию.
- Расскажите о роли министерства в создании системы.
- В разработке системы ЭВАК важную роль играет министерство оборонной и аэрокосмической промышленности, которое с помощью космических технологий воплощает в отечественный сектор реальной экономики передовые системы, способствующие сохранению жизни казахстанцев.
В данном проекте министерство является администратором бюджетной программы по созданию системы ЭВАК, то есть выступает в качестве разработчика системы.
В свою очередь, основным исполнителем проекта является подведомственный Аэрокосмическому комитету Институт космической техники и технологий, обладающий патентом на разработку системы ЭВАК.
- Спасибо за интервью!
Сентябрь, 2018
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна